О современном студенте в современном вузе

В гостиной ТР – ректор Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук Яков Силин.


– Календарный год закончился, а учебный – в самом разгаре. С какими результатами университет завершил 2018 год?

– Всё измеряется цифрами и показателями. Университет сохранил наработки 2016, 2017 годов по качеству подготовки прежде всего по научным направлениям. Наличие научных и диссертационных советов, а у нас их 3, – это признак хорошего качества образования вуза. Идут защиты диссертаций. Чтобы защитить хорошую, сильную работу, у руководителя и самого диссертанта уходят годы. Мы продолжили защиты диссертаций по всем семи дисциплинам. Защита кандидатской состоялась 29 января, докторской по экономике пройдет 12 февраля. Сейчас не происходит массовых защит, но каждая имеет значение. К нам заявляются на защиту кандидаты из многих регионов России. Пройти защиту в нашем экономическом университете − престижно. Правильно, что требования серьезно повысились.

Статус наших научных журналов существенно вырос и укрепился. Сегодня за основными экономическими изданиями «Известия УрГЭУ» и «Управленец» в хорошем смысле присматривают две ведущие мировые наукометрические системы Scopus и Web of Science. А журнал «Управленец» включен с января прошлого года в международную систему Web of Science. Если бы коллектив вуза не отвечал столь высоким профессиональным требованиям, он был бы неспособен вывести исследовательскую деятельность на такой уровень. Это значит, что внутренняя научная работа в университете достаточно серьезная. Она признана и в России, и за рубежом. А это позволяет нам в свою очередь более качественно вести подготовку, обучение студентов.

В декабре мы запустили вторую часть единого учебно-лабораторного комплекса УрГЭУ. Его работа направлена на качественное обучение студентов и совершенствование научной деятельности в сфере пищевой технологии и биоинженерии.

Создан лабораторный комплекс по информационной безопасности. Взаимодействуем с коллегами из силовых структур.

Завершилась подготовительная работа, которая шла почти полтора года, по созданию кафедры шахматного искусства и компьютерной математики. Кафедру согласился возглавить Анатолий Карпов, двенадцатый чемпион мира, депутат Государственной Думы, выдающийся шахматист, наш соотечественник. Мы в развитии этого направления заключили соглашение и ведем сегодня работу с Министерством образования Свердловской области, Федерацией шахмат Свердловской области во главе с Андреем Симановским. Кафедра с сентября 2019 года станет выпускающей: по истечении четырех лет можно будет получить диплом специалиста по направлению подготовки «Математическое моделирование и администрирование информационных систем». Это и шахматы, и информатика, и математика. Пока нет профстандарта и отдельной профессии «преподаватель шахмат». Я думаю, в ближайшее время будут нововведения в этой области. Мы не должны ждать, пока наступит этот день, и только потом начинать подготовку.

Уже сегодня в школах, на предприятиях, в различных структурах Свердловской области есть шахматные клубы, секции и кружки. В этом плане очень выгодно отличается Нижний Тагил. Мы всё это совмещаем в единой системе. Сейчас идет подготовка курсов повышения квалификации и переподготовки тех, кто ведет клубы, кружки, секции. Они должны обладать педагогическими навыками, владеть учебно-методическими основами.

В январе начинается трансляция из Уральского государственного экономического университета первых шахматных партий с разбором этюдов, ситуаций. И первый такой сеанс пройдет именно с Нижним Тагилом. С министром общего и профессионального образования Свердловской области Юрием Биктугановым уже обсудили предстоящее мероприятие, а сейчас мы смотрим, как технически лучше это сделать. У вас есть много людей, занимающихся шахматами. Мы в одной из школ города или на другой площадке начнем занятия так, чтобы было удобно и детям, и взрослым.

На днях нас посетил чемпион мира по быстрым шахматам и блицу Сергей Карякин. Молодой, талантливый российский шахматист. Он подтвердил готовность с нами работать, сотрудничать с кафедрой. Ожидается, что в июне он приедет снова.

Есть и много другого интересного в университете. Мы по всем показателям вышли на хороший уровень. Так, подтвердили свои позиции по трудоустройству. Не менее 85 % наших выпускников трудоустраивается по специальности в первые месяцы после окончания вуза. В прошлом году мы впервые набрали чуть более тысячи человек на очный бакалавриат. Такого у нас никогда не было. Желающих учиться у нас много. Это объективно, так как мы даем качественное экономическое образование.

В 2018 году мы вновь провели очень сильную научную конференцию «Урал − XXI век. Проблемы новой индустриализации». Для промышленного региона это очень важно. Участвовал в ней президент Вольного экономического общества России Сергей Бодрунов. По итогам прошлого года наше региональное отделение признано лучшим в России.

В 2018 году у нас прошел IX Евразийский экономический форум молодежи. В нем приняли участие представители 64 стран мира и 69 регионов России.

– Какие планы на 2019 можете озвучить? Чему будет посвящен предстоящий Евразийский экономический форум молодежи?

– В апреле, в течение трех дней, будет проходить уже десятый юбилейный Евразийский экономический форум молодежи, посвященный общей проблематике доверия в международных экономических отношениях и взаимодействия России с Азией, Африкой, Латинской Америкой. Позиционирование России как мощной великой державы невозможно без взаимодоверия различных стран. И молодежь в этом плане должна высказывать своё мнение. Конкурсы, которые объявлены, имеют это направление.

Я уверен, будет много хороших, интересных работ от молодежи разных стран под общим лозунгом «Взаимное доверие в экономике». Экономика диктует многое, в том числе условия жизни.

Также в УрГЭУ осенью пройдет не менее семи крупных научных конференций. Ведущая экономическая конференция «Урал − XXI век» посвящена проблемам развития промышленности в условиях новой индустриализации, новых экономических укладов. Всегда надо анализировать, следить и предлагать пути развития. Наш профильный университет идет в русле этих тенденций.

Что касается нового в подходах к образованию, с сентября прошлого года мы перешли на общую двухлетнюю подготовку по всем основным экономическим направлениям. Работодатели, современная экономика требуют, чтобы люди имели фундаментальную профессиональную базу. Им нужен, если хотите, универсальный экономист. Дальше, по итогам второго курса, следует перераспределение и «селекция» с учетом интересов и возможностей студентов, мнения родителей и педагогов. Изменения происходят настолько быстро, что запрос реальной жизни, реального сектора экономики актуален в конкретный момент.

Мы переформатировали всё учебно-методическое направление работы и сильно укрепились в кадровом отношении для того, чтобы сделать очередной шаг в качестве образования.

Сейчас многое сделано для еще одного важного шага, и к апрелю это будет касаться каждого педагога: все свои курсы, лекции и материалы они разместят на сайте. Студенты смогут ознакомиться с конспектом лекции до занятия, чтобы иметь возможность в ходе занятий не только записывать материал лекций, но и обсудить его. Общение педагога и учащегося будет более продуктивным, если студент подготовлен к теме.

– Современный студент – какой он?

– Современный студент в короткое время, используя новейшие технологии, может познать в разы больше, чем те, кто учился 30 лет назад, и даже пять. Меняются время, требования, запросы: всё это ощущают на себе студенты. Они хотят учиться, и им нужны самые актуальные знания.

Современный студент должен с глубоким уважением относиться к труду педагога, который готов передать ему свои знания. Студент должен быть пунктуальным, воспитанным, способным в короткое время получить знания и стать конкурентоспособным. Он должен трудиться.

К сожалению, не каждому студенту сегодня хватает внутренней дисциплины. Не нужно полагать, что если знания стали доступными, то можно позволять себе недостойное поведение, демонстрировать отсутствие культуры.

Мы многих отчисляем за задолженности, нарушение дисциплины. Даем возможность исправиться, и если за определенный период ситуация не меняется, прощаемся с такими. Как правило, это такие учащиеся, которые впоследствии будут не нужны работодателям и обществу. Современному обществу, современной экономике, конкретному предприятию нужны трудолюбивые, образованные, коммуникабельные специалисты. Мы помогаем студентам стать такими. Необходимо только их желание.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*