Режиссер Александр Котт о новом фильме «Спитак», нетрадиционном кастинге, спецэффектах и выдвижении на «Оскар»

Новый фильм режиссера Александра Котта («Брестская крепость», «Подсадной», «Троцкий», «Елки Последние») выдвинут на «Оскар». Драма «Спитак» рассказывает о землетрясении – самом разрушительном и самом многочисленном по числу жертв, случившемся в Армении 7 декабря 1988 года. Лента настолько поразила Оскаровский комитет Армении, что местные кинематографисты решили выдвинуть «Спитак» на премию «Оскар» от своей страны. Пока в Америке решают судьбу российско-армянской картины, Tricolor TV Magazine поговорил с Александром Коттом о том, как создавалась киноистория о самой крупной катастрофе советского времени. В российский прокат «Спитак» выйдет уже 29 ноября 2018 года.

Режиссер Александр Котт о новом фильме «Спитак», нетрадиционном кастинге, спецэффектах и выдвижении на «Оскар»
Режиссер Александр Котт о новом фильме «Спитак», нетрадиционном кастинге, спецэффектах и выдвижении на «Оскар»

Режиссер Александр Котт на съемках ленты «Спитак»

Александр, что изначально послужило толчком к тому, что вы взялись за этот непростой фильм? Как подступали к материалу?

Я прочел сценарий (Марины Сочинской. – Ред.), и меня очень тронула тема. Даже больше не само землетрясение как таковое, а землетрясение внутри человека… Я всегда представляю себя на месте своих героев, и мне было одновременно и интересно, и страшно представить себя на месте героев сценария «Спитака». Я спрашивал себя: что бы сделал, почувствовал, решил, как бы себя вел, если бы вдруг в одну минуту потерял близких, родных, дом, малую родину?.. (Землетрясение в Спитаке за минуту стерло с лица земли целый город, уничтожив почти всю северную часть Республики Армения. – Ред.) Материал мы собирали долго. Изучали документальную хронику, встречались с участниками тех событий, разговаривали с ними – как в Армении, так и в России. В Петербурге я встречался с женщиной, которая находилась под завалами Спитака.

Вы ездили в Армению до съемок?

Да много раз. В Гюмри (бывший Ленинакан, также разрушенный землетрясением. – Ред.) мы проводили кастинг актеров. Артисты делились с нами своими воспоминаниями о том времени. Для жителей Армении, вне зависимости от возраста, до сих пор те события остаются живы в памяти, это национальная трагедия.

Лерник Арутюнян, Эрмине Степанян и другие актеры – личности немедийные. Как проходил отбор артистов – был ли выбор на главные роли сложным для вас?

С кем-то из персонажей все было легко с самого начала – приходил актер, и я с самого начала понимал, что это он. А кого-то искал долго и мучительно. Дело было даже не в самом актере – какой он, а в том, каким должно быть наше кино. Да и кастингом это не назовешь. Никто не читал текстов, не играл сцен, как обычно делают на кастингах. Артисты приходили, рассказывали о себе, о своих чувствах и воспоминаниях о тех событиях, том времени. Наши герои – собирательные образы, но все же их образы основаны на реальных, живших тогда людях.

Режиссер Александр Котт о новом фильме «Спитак», нетрадиционном кастинге, спецэффектах и выдвижении на «Оскар»
Режиссер Александр Котт о новом фильме «Спитак», нетрадиционном кастинге, спецэффектах и выдвижении на «Оскар»

Фильм основан на реальных событиях, в нем использованы воспоминания выживших в катастрофе 1988 года в Армении

В фильмах о катастрофах часто встают перед выбором: показать красиво, но неправду, либо правду, но некрасиво… Много ли у вас художественного вымысла?

В нашем фильме лжи нет, все так или иначе правда. Другое дело, что у каждого она своя. Если на сто процентов рассказывать о том, что реально там происходило, то во многое из того, что правда и реально, зрители не поверят. Например, на второй день после трагедии люди начинали смеяться, шутить – такова была их стрессовая реакция на произошедшее. Об этом рассказывали нам очевидцы – у людей вдруг случались приступы веселья. Этого, например, мы не показывали, потому что зритель бы не понял. Но откровенных выдумок у нас нет. Все основано на документальных материалах и рассказах очевидцев, мы опирались на эти воспоминания, и мне кажется, что очень близко подошли к правде.

Как насчет спецэффектов при создании крушений?

Самого крушения на общем плане города мы не показываем. У нас камерное кино, которое больше рассказывает о том, что происходит после спитакской трагедии.

Когда показали фильм в Армении, каковы были отзывы зрителей?

Это был самый важный показ для меня – все-таки ты демонстрируешь фильм в Армении, где это все произошло, картину, снятую российским режиссером на армянском языке. Важно было, чтобы зрители поверили. У меня было ощущение, что приняли хорошо.

Кстати, тяжело ли было снимать на армянском? Вы ведь им не владеете.

Для режиссера это не проблема. На каком бы языке человек ни говорил о погибшем отце, ты всегда можешь понять, говорит он искренне или нет. Это как ноты, они одни во всем мире. Но опыт съемок на армянском языке был сам по себе интересный.

Догадывались, что Армения выдвинет вас на соискание премии «Оскар»?

Я не рассчитывал и даже не думал об этом. Когда узнал, то, естественно, немного волновался. В любом случае это здорово, независимо от результатов – войдем в шорт-лист номинантов или нет. Ведь это значит, что кино понравилось, картине «Спитак» поверили, и это радует.

Режиссер Александр Котт о новом фильме «Спитак», нетрадиционном кастинге, спецэффектах и выдвижении на «Оскар»
Режиссер Александр Котт о новом фильме «Спитак», нетрадиционном кастинге, спецэффектах и выдвижении на «Оскар»

Смотрите фильм Александра Котта «Спитак» в российских кинотеатрах с 29 ноября

Справка Tricolor TV Magazine

  • 30 лет назад, 7 декабря 1988 года, в 10 часов 41 минуту по московскому времени – за 41 секунду – землетрясение в Армении уничтожило целый город – Спитак, сильно пострадали другие города. Мощность землетрясения была равна взрыву десяти ядерных бомб. Почти вся северная часть Армянской Республики оказалась в руинах, больше 25 тысяч человек погибли. Советский Союз не был готов к такой трагедии – тяжелая техника прибыла на разбор завалов только через 78 часов. Все это время выжившие голыми руками доставали из-под завалов заживо погребенных.
  • Работа над фильмом «Спитак» длилась три года.
  • Ленту снимали в Москве, Крыму и городах Армении.
  • Музыку к фильму «Спитак» написал всемирно известный музыкант Серж Танкян.
  • В основе ленты «Спитак» – воспоминания выживших.
  • За картину «Спитак» Александр Котт удостоился победы на Московском международном кинофестивале в номинации «Лучший режиссер».
  • Фильм Александра Котта «Спитак» выдвинут Арменией на премию «Оскар-2018» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Пять иностранных фильмов, которые попадут в шорт-лист и будут бороться за статуэтку, будут объявлены 22 января 2019 года, а сама церемония вручения «Оскара» пройдет 24 февраля в Голливуде.

Фото :Телекомпания Телесто


Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*