Ребенок идет в первый класс: что нужно обязательно знать?

Рекомендации дает клинический психолог детской городской больницы Оксана Кириллова.


– Как подготовить ребенка к школе после летних каникул?

– Волнение, тревога, рассеянность нередко сопровождают родителей первоклассника. В семь лет ребенка ждет новая ступень социализации – это начало обучения в школе. Это не только обучение, но и необходимость общаться с новыми людьми.

Поэтому родителей всегда волнуют два основных вопроса: как его первоклассник наладит общение со сверстниками, и как он будет успешно учиться. Сейчас уже август. Я всегда рекомендую за две недели перестраиваться на режим школьника. Ежедневно можно на 15-20 минут пораньше укладывать ребенка, чтобы ночной сон начинался с 22 часов.

Вторая рекомендация – постепенно уменьшать количество гаджетов. Летом дети очень много проводят времени в телефоне, смотрят телевизор. Идеальное время использования гаджетов – до одного часа.

Третья рекомендация: одновременно с режимом дня возвращайте привычный режим питания. Все летние перекусы нужно оставить позади. Школьнику необходимо полноценное сбалансированное питание, богатое белками, жирами и углеводами.

Обязательно повторить правила безопасности на улице и дома. Четко отработайте маршрут до школы: пройдите его, научите ребенка открывать дверь, сделайте запасные ключи и обязательно выучите наизусть телефон родителей.

Поговорите с ребенком, чего он боится. Страхи — это естественное состояние. Расскажите, чего вы боялись, как вы пошли в первый класс. Эмоциональная поддержка ему поможет.

– Что делать с организацией режима дня школьника, чтобы он не отвлекался от выполнения домашнего задания?

– В первую очередь нужно поддерживать четкий режим дня. Обязательный дневной отдых и прогулка после школьных уроков. Организация правильного рабочего места: это должна быть по возможности отдельная комната, хотя бы свой школьный стол. Игрушки, гаджеты – все, что мешает должно быть убрано с рабочего стола. Обязательно организующая помощь родителей или кого-то старшего (брата, сестры). Это внешний контроль.

Домашние задания рекомендуется делать каждый день в одно и то же время. Я считаю, идеально – с трех до пяти часов. После ребенок уже утомлен, качество выполнения домашней работы будет страдать.

Желательно выполнять уроки в проветренном помещении и тишине. Чтобы не затягивалось их выполнение можно заводить будильник. Такой игровой прием – на 20 минут заводим, в течение этого времени ребенок должен сделать один урок. Потом делаем перерыв. Он должен быть подвижным: побегать по квартире, сделать какие-то упражнения. Телефон в перерыв применять нельзя. И постепенно приучать первоклассника к расписанию дел на день, которое он составляет совместно с родителями.

– Как помочь ребенку, если вдруг из-за карантина он окажется на дистанционном обучении?

– Режим дня – он как спасательный круг. Первое, мы сохраняем рабочий распорядок, который был, когда ребенок посещал школу. Встаем утром в то же время, садимся на первый урок. Выполняем уроки, как будто бы приходим в школу.

Очень важно обеспечить хорошими техническими возможностями ребенка для онлайн обучения, чтобы он не нервничал: что-то зависло, где-то не открылось. Сами знаете, даже взрослые реагируют неспокойно в такой ситуации. Нужно чтобы все работало исправно.

Составьте расписание занятий на каждый день. Утром его с ребенком обговариваете, кладете на стол или вешаете на доску.

Еще рекомендуется придумать какую-то одежду. Такую домашнюю форму, но для уроков. Это ребенка будет организовывать и как-то дисциплинировать. Например, на занятие он садится в какой-то футболке, которая ему нравится, но она всегда одна и та же.

Дальше, обязательно поощряем физическую активность. Прогулки никто не отменял. Очень хорошо – утренняя зарядка для бодрости. Зрение первоклассников по последним данным снижено на 30-40%, то есть зарядка для глаз тоже обязательна. Психологическая помощь дома: стимулируем творчество – рисование, лепку, что-то клеить, выжигать. Все это будет детишек успокаивать. Также забота о кошках, собаках, помощь бабушке — это будет дополнительным ресурсом для борьбы со стрессом. Ребенок кому-то нужен, за кем-то ухаживает – значит он взрослый. Детям это нравится.

И, конечно, дома играем. Ребенок целый день был один дома, он вас очень ждал. Выделяем каждый день хотя бы 30 минут на качественное взаимодействие. Но я всегда рекомендую, чтобы это была игра. Одна игра подвижная, одна – настольная. Погладить по голове, поцеловать, обнять.

– Как помочь ребенку построить гармоничные отношения с одноклассниками?

– Отношения с одноклассниками еще один стресс, ожидающий ребенка в школе. Труднее всего привыкают к этому единственные в семье дети, или те, которые не ходили в детский сад. Они ожидают и от учителя, и от одноклассников особого отношения, большого внимания. Но такое происходит редко. Очень частая консультация по первоклассникам, когда приходят родители в кабинет и говорят: «У моего ребенка нет друзей в классе». На что я всегда отвечаю: «Подождите, еще рано, ему бы привыкнуть к учительнице, к парте, предметам». Потому что завести друзей — это тоже труд. Первое, что говорю: «А знает ли ваш ребенок имена одноклассников?». Рекомендую, чтобы школьник выучил, как зовут каждого одноклассника и всех учителей.

Второй совет, обязательно участвовать во всех мероприятиях класса, быть активным. Именно в совместной деятельности дети сдружатся. Третье, я считаю, что сейчас пришла пора, когда родители могут подружить детей: совместный внешкольный отдых семьями, приглашение к себе домой друзей. Когда к вам пришел одноклассник, вы увидите, как он себя ведет, подходит ли он вашему ребенку, тогда отношения будут более длительные и качественные.

И, конечно, учить ребенка навыкам взаимодействия с другими людьми – дружелюбию, активности, умению постоять за себя, умению договориться. И попытаться найти ребят в классе с похожими увлечениями, возможно, они пойдут в один кружок, одну секцию и будут долго дружить.

– Как родителям понять, что ребенку нужна помощь?

– Адаптация первоклассника процесс небыстрый. Некоторые адаптируются за месяц, но есть дети, которые более-менее привыкают к школе только к весне. Родителям стоит обратить внимание на следующие настораживающие физиологические изменения в поведении ребенка: когда ребенок стал жаловаться на головные боли, стал плохо кушать, появились нарушения сна (не может заснуть, кричит во сне, даже может заплакать), навязчивые движения, например, грызет ногти, карандаши, ручки. Может появиться тик глаза. Повышенная плаксивость, чего раньше не было, заторможенность или наоборот повышенная физическая активность.

Также надо обратить внимание, если появились изменения в поведении. Вдруг вы заметили, что ребенок стал более агрессивным или замкнутым, зажатым, чего-то пугается, не разговаривает, высказывает, например, нежелание идти в школу, отрицательно отзывается об одноклассниках, учительнице. Если вы видите, что он систематически не справляется со школьной программой, конечно, стоит обратиться к специалистам.

Я бы посоветовала сначала обратиться к детскому психологу, а уже он посоветует вам, обращаться ли к невропатологу. И совместно вы – родитель, психолог и невропатолог – решите проблемы школьной дезадаптации.

В итоге хочется сказать, что ребенок смотрит на себя глазами близкого взрослого. Безусловное принятие своего первоклашки, эмоциональная поддержка обязательны: «Я тебя люблю», «Я тебе доверяю», «Я на твоей стороне». Каждый день задавайте ребенку волшебный вопрос: «Чем я тебе сегодня могу помочь?». И не стесняйтесь обращаться к нам, специалистам. Мы всегда рады вам оказать помощь.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*