23 января 1944 года на вооружение Красной Армии принят танк Т-34-85. Именно эту модификацию Т-34 называют оружием Победы.
Танк разработан в КБ Уральского танкового завода №183 (ныне Уралвагонзавод) под руководством главного конструктора Александра Морозова, сообщает пресс-служба УВЗ. Можно сказать, что машина выиграла сражения, которые шли не только на поле боя, но и в конструкторских отделах противоборствующих сторон. Немецкие специалисты создали новые танки – «тигры», «фердинанды», «пантеры». Т-34 уступал в огневой мощи и нуждался в перевооружении. В результате совершенствования на «тридцатьчетверку» установили 85-мм пушку, бронепробиваемость которой обеспечивала поражение всех массовых танков и САУ Германии. Полностью переработанное боевое отделение увенчивала просторная башня с усиленной броневой защитой. Системы наблюдения за полем боя и командной управляемости «тридцатьчетверки» позволяли своевременно обнаруживать и поражать живую силу и технику врага. Вместимость машины возросла до 5 человек. Масса увеличилась с 30 до 33 тонн.
В СССР выпуск танков Т-34-85 был налажен на трех заводах: «Красное Сормово» (Нижний Новгород), УТЗ №183 (Нижний Тагил) и на заводе №174 (Омск). Вместе они до 1 июня 1945 года произвели 16 742 машин. Но вне зависимости от места их изготовления это – продукт Уралвагонзавода и его конструкторского бюро (сейчас АО «УКБТМ»), так как вся конструкторская документация принадлежала тагильскому предприятию.
В конце войны броня «тридцатьчетверки» уже не могла полностью отражать бронебойные снаряды орудий ПТО и танковых пушек Германии. Однако дифференцированная защита в сочетании с удачной формой броневых деталей и небольшой высотой машины превратили танк Т-34-85 в трудно уязвимую мишень на полях сражений. Конструкция машины проста до такой степени, что мелкий ремонт мог произвести технически подготовленный член экипажа. По совокупности боевых и технологических характеристик Т-34-85 является лучшим средним танком второй мировой войны. Это признавали и союзники, и оккупанты.
Полномасштабное производство «тридцатьчетверок» в Советском Союзе прекратилось осенью 1945 г. Танки Т-34-85 находились на службе вплоть до начала 1970-х гг., пройдя несколько этапов модернизации. Затем часть из них на два десятилетия нахожилась на базах хранения, другая часть была переделана в тягачи, краны и другую инженерную технику военного и гражданского назначения.
Несколько лет в начале 50-х годов лицензионное производство танков Т-34-85 было налажено в Польше и Чехословакии. И тоже по документации Уралвагонзавода. Кроме того, сотрудники предприятия лично участвовали в подготовке и налаживании производства в этих странах соцлагеря.
– После Великой Отечественной войны танки Т-34-85 в своем подлинном, модернизированном или перестроенном виде принимали участие во всех крупных конфликтах второй половины ХХ в. В Европе они последний раз были задействованы в ходе гражданской войны на территории бывшей Югославии. В некоторых странах третьего мира «тридцатьчетверки» воюют и сегодня, – рассказала директор выставочного комплекса Уралвагонзавода Алла Пислегина.
Все новости