Курс рубля бьет по продовольственной корзине

Нельзя не обратить внимание, что еще осенью цены на прилавках наших магазинов поползли вверх. Причем дорожают продукты, которые мы покупаем ежедневно: молоко, овощи, крупы, и вот – Новый год. Заведующий кафедрой конкурентного права и антимонопольного регулирования Уральского государственного экономического университета, кандидат экономических наук, доцент Александр Курдюмов поделился своим мнением по поводу роста цен.


– Есть ли объективные причины для скачка цен?

– По данным Росстата, производство продукции сельского хозяйства за девять месяцев этого года сократилось на 3,3 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По большей части из-за погодных условий снизились показатели сбора зерновых – собрано примерно на 20 процентов меньше, чем в прошлом году. Производство овощей снизилось почти на 4 процента. Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах на конец сентября стало меньше почти на один процент, птицы – на 1,6 процента. Себестоимость производства мяса птицы выросла за последнее время на 10-12 процентов. Вполне возможен компенсационный прирост цен и за счет подорожания кормов. Кроме того есть общая фоновая инфляция и инфляция издержек, которая заставляет производителей и продавцов постоянно стремиться к повышению цен на продукцию.

– Наверняка, это не весь спектр причин, влияющих на рост цен. Антимонопольные службы могут как-то повлиять на ситуацию?

– В сентябре по России прошла волна слухов о грядущем повышении цен на продукты, причем речь шла о самых главных составляющих продовольственной корзины: мясе, молоке и хлебе. Антимонопольные службы в регионах выяснили, что эту информацию вбрасывали сами производители в целях «психологической обработки» потребителей.

Следует также отметить, что Центральный банк РФ этим летом прогнозировал постепенный рост цен на продовольствие. В июньском докладе о денежно-кредитной политике отмечалось, что продовольственную инфляцию сдерживал избыток предложения на внутреннем рынке. Ближе к концу года обычно начинается «восстановление» цен.

Одной же из главных причин роста цен на всю линейку продовольствия эксперты называют курсовые колебания рубля. Из-за снижения курса рубля в первую очередь дорожают импортные товары, особенно овощи и фрукты. Даже временное укрепление рубля не прибавляет уверенности участникам рынка, поэтому импортеры закладывают ценовой риск в цену товара.

Многие фермеры готовы заниматься производством и мяса, и молока, но они не имеют реальных рынков сбыта – большинство продукции идет через торговые сети, которые устанавливают цены, далекие от «фермерских».

– Скоро большой семейный праздник – Новый год. Многие заранее запаслись продуктами для новогоднего стола, так как по опыту знают, – в последние дни перед праздником можно потратить в два раза больше средств на тот же продуктовый набор…

– Действительно, в преддверии новогодних праздников многие товары дорожают. Традиционно к Новому году растут цены на продукты питания, которые чаще всего входят в состав блюд праздничного стола. Несмотря на то, что в последние недели декабря многие магазины объявляют «грандиозные распродажи», скидки касаются, в основном, одежды, бытовой и электронной техники, парфюмерии и косметики.

Рост цен начинается, как правило, с конца ноября и достигает пика в последнюю неделю перед Новым годом. За один-два дня до праздника продавцы стараются избавиться от излишков, «выбрасывая» на прилавки товары, которые не распроданы. Однако следует понимать, что это не щедрость продавцов – под акции попадают наиболее невостребованные товары, спрос на которые и до праздника не вызывал ажиотажа: редкие виды растительных масел, мука, крупы, соевые продукты и так далее. В рамках распродажи могут предлагать и продукты с истекающим буквально завтра сроком годности.

– Каковы прогнозы наценок на продукты, которые появляются в новогоднюю ночь на праздничных столах, – яйца, овощи, фрукты, алкогольные напитки, рыбу и морепродукты, мясные, колбасные и кондитерские изделия?

– Перед Новым годом больше всего дорожают сладости и алкоголь – в магазинах премиум-сегмента «праздничная» наценка может достигать 50 процентов, в магазинах эконом- класса – до 20 процентов. Примерно на 15 процентов дорожает рыба, цены на иные морепродукты могут вырасти на 20 и более процентов. Овощи можно назвать самыми «демократичными» в плане обновления «праздничных» ценников – они если и становятся дороже, то всего на 3-5 процентов. Сложнее ситуация с фруктами, которые могут прибавить в цене до 30% в зависимости от их «экзотичности».

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*