Как создается «Тагильский рабочий»

Как делают газету? Этот вопрос всегда интересовал читателей, и журналисты регулярно отвечали на него в дни юбилеев «ТР».

В середине прошлого века в праздничных номерах рассказывали в основном о работе технических служб, о том, что такое телетайп, как идут набор текста в типографии и отливка полос на специальном оборудовании, процесс печатания газеты. С 1990-х журналисты стали активно делиться впечатлениями о своей работе. В советские годы процветало рабкоровское движение. Те люди, которые хотели больше узнать о работе корреспондентов, с удовольствием ходили на курсы при редакции, на факультет печати, чтобы научиться азам журналистики, понять, о чем в первую очередь нужно сообщать в газету, чем заметка отличается от статьи. А теперь вместо рабкоров – блогеры, которые уверены, что сами все прекрасно знают и сообщают все, что хотят в интернете.

Изменилась страна, стали другими люди. Может быть, именно поэтому в наше время вопрос «Как делают газету?» звучит в основном от учащихся из пресс-центров образовательных учреждений. Все чаще люди говорят: «Хорошая работа у журналистов, ходят по мероприятиям, общаются с интересными людьми». Но мы не просто ходим: наша задача – собрать информацию и рассказать читателям самое важное, найти интересного человека и организовать встречу с ним.

Бывает, спрашивают: «А зачем нужна сегодня еженедельная печатная газета, если любую информацию можно оперативно найти в интернете?» Случилось ДТП на дороге – и очевидцы сразу же выложили фото в соцсети, прошел городской праздник – и о нем тут же поделились впечатлениями десятки тагильчан. Отличие в том, что в газете такие материалы идут под рубриками «Фотофакт», «Впечатление», «Реплика», «Мнение читателей», а журналист, рассказывая про событие, старается дополнить информацию официальными данными, мнениями специалистов, показать разные точки зрения.

Кроме того газета – не только источник информации, но и сохранение памяти. К примеру, в интернете нынче много интересных старых фотографий, которые выкладывают на своих страницах тагильчане. Они мелькают в новостных лентах и исчезают в огромном потоке информации. А газеты хранятся веками в архивах и библиотеках. И потому неудивительно, что такой популярностью у читателей пользуется рубрика «Фотолетопись», созданная в феврале 2019 года. За это время тагильчане принесли в редакцию или прислали по почте более 400 фотографий, из которых 198 опубликованы.

Сохранилось отношение к газете и как к официальному источнику информации, поэтому ее страницы занимают свое почетное место между дипломами, почетными грамотами и благодарственными письмами не только в семейных альбомах, но и в портфолио учащихся, педагогов, художников, представителей разных профессий.

Поэтому продолжаю настаивать, что журналист – он еще и летописец, который помогает сохранить информацию о людях и жизни города. А мне повезло больше моих коллег: занимаясь рубриками «Краеведческая шкатулка», «Музей «ТР», «Фотолетопись», я чаще других листаю страницы дневников и воспоминаний, старых альбомов и газетных подшивок, знакомлюсь с интересными экспонатами и вижу, насколько важен «Тагильский рабочий» для истории города.

Людмила Погодина, специальный корреспондент.

Газета не терпит «профанов»

«Да я сам смогу сделать газету, и в разы лучше!» Не раз такие слова приходилось слышать от людей, далеких от СМИ. Некоторые считают, что верстка – это «просто скидать фото и текст в ворде».  Хорошо, давайте разберем весь технологический процесс.

Вначале было слово. Вернее, текст. Его нужно вычитать, поправить ошибки, обработать.  Редакторы, корректоры здесь незаменимы. Хоть эксперты и предрекают полную автоматизацию проверки текстов, сейчас ни одна машина не заменит человека-профессионала.

Текст нужно иллюстрировать. Фотографии. Мало того, что их надо сделать. И сделать профессионально. С художественной составляющей. Следом обработать: минимум скорректировать освещенность. С этим успешно справляется наш фотокорреспондент.

Если вы считаете, что фотографии можно спокойно брать из интернета, то вы глубоко ошибаетесь. Снимки можно использовать только из специальных фотобанков с открытой лицензией.

Рисунки. Самый сложный, затратный способ иллюстрации. Но и самый яркий, запоминающийся. Помните статью с пугающим врачом, который своей безалаберностью чуть не погубил человека? А в прошлом номере – мальчик, которому нужна помощь. Спасибо нашему художественному редактору.

Следующий этап – верстка. Газетные полосы создаются в специальной программе. И это не знакомый каждому текстовый редактор. И быстро его не освоить.

Мы пометили текст, поставили иллюстрации. Расставить их так, как душе угодно, нельзя. Есть стандарты верстки.  Пятиколонник – основа основ. Иными словами, полоса делится на 5 равных частей. Объекты располагаются в соответствии с этими колонками.

Важный момент. Чтобы вам, читатели, было приятно смотреть на наши снимки, каждую фотографию мы дополнительно специально подготавливаем. Если поставить необработанное фото, то на бумаге получится грязное пятно.

Все, мы сделали полосу. Сохранили, еще раз проверили текст и иллюстрации. Последний этап – печать. Как вы знаете, «Тагильский рабочий» печатается в Екатеринбурге. У типографии есть свои требования к материалам – мы их учитываем при подготовке полос и фотографий. Также с помощью специального сервиса, а не по почте, мы отправляем газету в электронном варианте: каждая полоса имеет свой уникальный тег. В Екатеринбурге специальная машина обрабатывает наши полосы. Если все хорошо, нет замечаний, запускается станок. И на следующее утро «ТР» уже в Нижнем Тагиле.

Процесс создания газеты не зря называют производством. Работают над каждым выпуском профессионалы. Небольшая ошибка может привести к очень необычным результатам. Так, однажды мы отправили в типографию первую полосу старого номера. Но вовремя заметили и отменили. А то вышло бы два тиража с одной полосой… 

Антон Исаев, ответственный секретарь.

Темы подсказывает жизнь

– Любой журналистский материал начинается с поиска темы или человека. Интересные темы подсказывает сама жизнь. В редакцию пришел читатель, рассказала подруга, узнала от коллеги – историй много. Однако при любом раскладе вся полученная информация требует проверки фактов.

Мысленно представляю последствия сказанного. Были случаи, когда, защищая права рядовых тагильчан, пришлось доказывать достоверность изложенных в материале фактов в суде.  Горжусь тем, что каждый раз нам удавалось отстоять свою точку зрения. Однажды даже пришлось дойти до Свердловского областного суда. И там в очередной раз судья встал на сторону газетного слова. А пару лет назад героиня моего материала дошла до Верховного суда.

Защищала права обманутых пайщиков, обиженных потребителей,  клиентов недобросовестных риелторов. Кстати, проблемные материалы про риелторов всегда вызывали резонанс со стороны представителей агентств недвижимости. Их руководители  с огромным рвением настаивали на том, что это самый порядочный и прозрачный бизнес, а я пыталась помочь тем, кто оказался в непростой ситуации. Помню даже заголовок одного такого материала: «Директор агентства недвижимости против сторожа УВЗ». Право пожилой дамы, работающей сторожем на УВЗ, на первоочередность покупки доли в наследуемой квартире тогда удалось отстоять.

Много раз замечала, когда с азартом, удовольствием работаешь над материалом, то информация практически сама идет к тебе в руки, неожиданно встречаешь людей, которые могли бы прокомментировать ситуацию, подсказать, в каком направлении двигаться дальше или дать оценку действиям героев. Каждая строчка, слово, буква  в материале проверяются не один раз.

За последний год  профессиональная деятельность немного изменилась, мне пришлось заниматься рекламой, но… Как оказалось, журналистика в этом деле очень помогает. Во-первых, сохранились связи и контакты с тагильчанами, во-вторых, рекламодатели очень похожи на героев материалов. Их так же нужно уметь разговорить, убедить, показать, доказать и т.д. И журналистика, и реклама – сферы творческие, динамичные, разноплановые. Помню, когда училась на журфаке, мы часто спорили с преподавателями – журналистика или реклама? Что важнее или нужнее? Я тогда была на стороне журналистики и даже представить  не могла, что через пару десятков лет буду совмещать одно с другим.

Ольга Полякова, специальный корреспондент.

Найти ниточку

Мне кажется, что в газете я отвечаю за душевность. Зарисовка, очерк, интервью – мои любимые жанры. Потому что это – встречи с людьми, неспешные беседы, воспоминания, веселые и грустные истории.

Сразу скажу: для журналиста «нераскрываемых» людей нет, в противном случае – какой ты журналист! Любого человека можно разговорить, найти ниточку, за которую только потянешь, клубок и покатится. А дальше, как в вязании – петелька за петелькой… Вот и получается полотно – основа рассказа.

Еще мне нравится наблюдать, как меняются эмоции собеседника. Казалось бы, к чему газетчику эмоции, это же не телевидение? Не скажите! Эмоции могут дополнить скупой рассказ сильней празднословия (специально нашла синоним к словоблудию).

Я уже не говорю об эмоциях человека после того, как материал о нем появится в газете… Чего лукавить: всегда приятно слышать благодарности.

Возможно, из меня получился бы неплохой блогер. Но я газетчик, и мне это нравится.

Елена Радченко, корреспондент.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*