История тагильской пионерии

К 100-летию Всесоюзной пионерской организации имени  В.И. Ленина

Их девиз – «Всегда готов!»

Молодежь – наше будущее. И от того, какое воспитание и закалку получит юноша или девушка в раннем возрасте, в последующем во многом определит их идейное направление.

В Советском Союзе с детства в ребятах воспитывали уважение к труду, любовь к Родине, к партии, интерес к углублению и расширению знаний, дисциплинированность.

Ровно век назад на второй Всероссийской конференции РКСМ было принято историческое решение о создании в СССР пионерской организации, объединяющей детей вокруг идеи служения Родине, обществу, коммунизму.

В борьбе за грамотность и дисциплину

История нижнетагильской пионерии официально началась позже – 19 мая 1923 года.

А первый пионерский клуб располагался в здании во дворе бывшего Горсовета. К 1926 году в Нижнетагильском округе имелось десять детдомов, три из которых были детскими городками, в том числе один – пионер-городком.

В центре округа – в Нижнем Тагиле – в начале 1926-го около 250 воспитанников этих учреждений были пионерами.

Годы революционной борьбы породили разруху, голод, болезни, безработицу.

Поэтому юные тагильчане с красными галстуками сами участвовали в организации своего хозяйства, работали над самообразованием, следили за привитием санитарно-гигиенических навыков, вели борьбу с чесоткой, наблюдали за посещаемостью воспитанниками школы и организовывали помощь отстающим по учебе, вели борьбу с недисциплинированностью.

Что касается школ, то в 1928 году в Нижнем Тагиле работало 19 образовательных учреждений: 6 школ повышенного типа, где обучалось 1210 детей, и 13 школ первой ступени для 3029 детей. Уже тогда в образовательных учреждениях города работало шесть форпостов (объединений учащихся пионеров и октябрят), в которых состояло около 400 пионеров.

 «Парад зубных щеток»

Немало информации мы получили из отчета о проведении культ-месячника пионерских отрядов в 1926 году.

Совместными усилиями отряды и школы добились высоких результатов по улучшению общественной и культурной жизни детей. Вот лишь одна цитата:

 «…выявили количество неграмотных родителей, старших сестер, братьев, организовывают группу л/б [«ликвидация безграмотности»] в школе №3, или к неграмотному прикрепляют хорошего ученика для обучения. В каждой школе организовывают группы взаимопомощи для поднятия успеваемости, звенья по борьбе с насекомыми в семьях, благодаря чему увеличился процент учащихся с отдельными чашками, ложками…»

Кроме того, устроили в школах кружки первой помощи. Поставили вопрос перед родителями о введении специальной одежды учащихся. Например, в школе имени Крупской в 7 «А» были поголовно согласны все, а в школе №8 начали сбор средств.

Устраивают школы и «парад зубных щеток». В связи с этим увеличился процент ребят, чистящих зубы.

В школе №8 парад провели так: каждая группа под игру марша проходила перед президиумом санкомиссии, отдавая рапорт о количестве учащихся, имеющих зубные щетки.

Каждая школа собирала бумагу, склянки для сдачи в аптеку. Собирали пригодные старые журналы, книги для деревни.

Запретили учащимся, не достигшим 16 лет, быть в общественных местах позднее девяти часов вечера! Подняли подписку на детскую литературу, а главным образом на газету «Всходы Коммуны».

Школы приобретают настольные игры для организации перемен.

Вывод:

« …В связи с культурным месячником появился прилив ребят в пионерорганизацию, ребята хотят работать!»

Вместе с организацией самоуправления форпостам и отрядам удалось добиться того, чтобы в школах округа подняли вопрос организации горячих завтраков для всех учащихся.

Фонды Мира и «посылки дружбы»

Пионеры откликались на злободневные проблемы своего времени. Юные тагильчане вступали в тимуровское движение, которое оказывало помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны.

В 1943 году пионерскими организациями города было заготовлено 15804 кг верхушек клубней картофеля и 13140 кг золы для совхозов и колхозов Тагильского района.

В пионерскую копилку на танковую колонну было внесено 62809 рублей.

В 1972 году в городе существовало 68 пионерских дружин и 814 пионерских отрядов.

Одной из главных задач в работе с пионерами являлось воспитание чувства принадлежности к детской коммунистической организации, которой на тот момент исполнилось 50 лет.

В ребятах воспитывали не только любовь к Отечеству, но и дружелюбное отношение ко всем детям на Земле.

В 1978 году пионерский отряд «Дружба» 5 «А» класса школы № 45 проводил сборы средств в фонд Мира, участвовал в международных акциях «МИРУ-МИР!» Ребята проводили митинги и писали письма, собирали посылку детям Чили.

А в 1985 году пионеры 4 «Б» класса из этой же школы выступили на линейке с предложением послать посылку дружбы в Мехико, по случаю землетрясения.

Цель и смысл пионерского отряда – это забота об улучшении окружающей жизни и привнесение радости и пользы обществу. Пионерам и октябрятам прививали любовь и бережное отношение к природе.

Дети, будучи в отряде, собирали металлолом и макулатуру, посещали кружки, станции юных натуралистов, клубы, где могли обсуждать книги, журналы, выпускать стенгазеты, проводить беседы на поучительные темы.

Такая воспитательная работа проводилась круглый год: в течение учебного года – это школа, в летние каникулы – загородные и городские пионерские лагеря.

Дети в лагерях не только отдыхали

Первый нижнетагильский загородный лагерь располагался в деревне Фотеева. Он был подарен пионерам летом 1924 года решением Городского комитета партии.

23 апреля 1929 года Президиум Окрисполкома в протоколе заседания отметил необходимость организации большего числа лагерей юных пионеров во многих городах округа, в том числе в Нижнем Тагиле «для большего охвата детского населения оздоровительными мероприятиями и правильного использования летнего периода для укрепления их здоровья».

К 1972 году во время летних каникул в 21 загородном пионерском лагере Нижнего Тагила отдыхало свыше 20 тысяч детей.

В пионерских лагерях подрастающему поколению прививали элементарные навыки самообслуживания.

Пионеры сами убирали корпуса и территорию, дежурили в столовой и т.д.

Существовал строгий распорядок дня, который был продуман и рассчитан так, что дети успевали многое: провести оздоровительные мероприятия, посетить занятия в кружках по интересам, принять участие в художественной самодеятельности и общественно полезных делах.

Так, в 1972 году пионеры лагеря «Золотой луг» отработали на полях Леневского совхоза и в лесхозе 190 человеко-часов и перечислили в фонд строительства Дворца пионеров на Чукотке 58 рублей.

Пионеры из «Золотых искорок» потрудились в Лайском совхозе, там же ребята из лагерей «Соколенок» и «Уральский огонек» отработали более тысячи человеко-часов. А в пионерском лагере «Солнечный» собрано за лето более 10 кг лекарственных трав, высажено более 4 тысяч корней цветочной рассады. Не отставали от них и ребята из лагерей «Искра» и «Соколенок».

В лагере можно было пройти торжественный ритуал вступления в ряды пионерской организации им. В.И. Ленина.

Как вспоминает Культикова Р.Т.:

«…самым важным для меня событием в том лагере [«Ключики»], было вступление в пионеры, когда я сменила свою октябрятскую звездочку на красный пионерский галстук. …На общей лагерной линейке мы произносили «Торжественное обещание»: «Я, юный пионер, Союза Советских Социалистических Республик, перед лицом своих товарищей торжественно обещаю и т.д…». После «Торжественного обещания» нам надели красные галстуки и скрепили концы зажимами. В то время галстуки не завязывались в узел. Ритуал вступления в пионеры заканчивался словами старшего вожатого: «Пионеры! К борьбе за дело Ленина – Сталина, будьте готовы!» Мы отсалютовали: «Всегда готовы!» Так было!!! Под барабанную дробь нам – вновь принятым, подарили цветы, и мы были счастливы!..»

Счет шел на тысячи

В ноябре 1988 года открывается построенный по проекту московских архитекторов Дворец пионеров с залом на 500 мест на берегу Тагильского пруда, который позже, в 1992 году переименовали в городской Дворец творчества юных.

В 1990 году в Нижнем Тагиле насчитывалось около 22 тысяч пионеров.

А в 1991-м пионерская организация распалась из-за смены государственного строя в стране.

С тех пор в России не возникло организации, которая смогла бы объединить такое количество единомышленников, связанных общей идеологией и целями, ведь модель пионерии до сих пор считают уникальной.

Пионер был образцом для школьника, примером, который стимулировал детей хорошо учиться, быть полезным обществу, стране, своему городу.

 Елизавета ВЕРНИК, ведущий архивист Нижнетагильского городского исторического архива.

Фото из фондов архива.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*