Сегодня СМИ тиражируют новость об обнаружении под Нижним Тагилом останков «легендарного директора Куйбышевского авиазавода Матвея Шенкмана, погибшего в 1942 году в авиакатастрофе». Но в этой истории больше попытки хайпануть, чем правды. Почему? Фактчек от «Всех новостей» и телекомпании «Телекон» (наши коллеги-телевизионщики делали большое историческое расследование о личности Матвея Шенкмана и даже получили за него ТЭФИ-Регион в 2018 году).
С чего всё началось?
Депутат Госдумы от Самарского округа Александр Хинштейн написал в своём Twitter, что «под Н.Тагилом поисковики нашли останки легендарного директора Куйбышевского авиазавода М.Шенкмана, погибшего в 1942 г в авиакатастрофе. Под его руководством авиазавод не только был эвакуирован из Воронежа в Куйбышев, но и налажено массовое производство штурмовиков Ил-2».
И следующий твит: «Наследники М.Шенкмана просят перенести и захоронить его останки в Самаре. Считаю это правильным. Пообещал сегодня инициативной группе оказать максимальное содействие. Память о таких людях должна жить и после их смерти».
СМИ, от федеральных до региональных, наперебой копируют заявление Хинштейна.
И что же здесь не так?
На горе Старик-Камень под Нижним Тагилом действительно со времён Великой Отечественной войны лежали обломки самолёта. В 2015-2017 году на этом месте прошло несколько экспедиций. Во время одной из них, в мае 2017-го, поисковики обнаружили орден Ленина. Находка навела на мысль, что пассажиры самолёта были далеко не рядовыми людьми. По номеру ордена удалось восстановить и его обладателя – это действительно был директор Куйбышевского авиазавода Матвей Шенкман, который наладил производство «летающих» танков «Ил-2». И он действительно погиб в крушении самолёта на Старик-Камне. Важно, что небольшие фрагменты останков Шенкмана и пяти других участников того полета находили во время всех экспедиций. Как и личные вещи. Вещи передали родным, как только их удалось найти, орден Ленина — в хранилище государственных наград при президенте РФ. А останки шестерых погибших долгое время хранились в одном из храмов Тагила, пока летом 2018 года их не решено было захоронить на мемориале возле авиазавода в Воронеже.
Кстати, о личности Матвея Шенкмана, его жизни, дальнейшей судьбе его семьи до недавнего времени практически не было никакой информации. Многие пробелы в биографии как раз и восстанавливает фильм тагильского журналиста Александра Мартиросова «Шенкман. Последний полёт».
Ко второму твиту тоже есть вопросы?
Не очень понятно, о каких наследниках Шенкмана идёт речь, и почему они должны требовать захоронения останков в Самаре. Да, там есть могила директора авиазавода. И до сих пор неизвестно, есть ли в ней кто-нибудь. Наследники Шенкмана же с 70-х годов живут в США – все его потомки эмигрировали из Советского Союза. С чего бы им требовать захоронения останков в Самаре, а не на семейном кладбище – не понятно.
В комментариях к твиту депутат Хинштейн отмечает, что в мэрию Самары с просьбой о захоронении якобы обратился внук Шенкмана из Израиля. Но единственный внук Шенкмана Грегори никогда не жил в Израиле, он уехал сперва в Канаду, а затем в США. В Израиле жила некоторое время жена легендарного директора авиазавода, но и она в 1977 году присоединилась к родным в Америке, где и похоронена.
Что мне с этого?
К сожалению, эта история в очередной раз показывает некомпетентность некоторых журналистов и политиков в части проверки информации, которую они доносят до своей аудитории. Фактчекингом пренебрегают либо из-за неумения искать факты, либо из-за спешки и желания попасть в волну хайпа.
Поэтому будьте внимательны, когда читаете новости. А чтобы лучше разобраться в истории с останками Матвея Шенкмана, посмотрите фильм «Шенкман. Последний полёт».