Фортепианная фантазия в День всех влюбленных

14 февраля в Нижнетагильском колледже искусств прошел вечер фортепианной музыки – отчётный концерт класса преподавателя, директора колледжа Ирины Фёдоровны Зиминой.

Этот концерт был посвящён 30-летию творческой деятельности преподавателя.

И. Ф. Зимина училась в Нижнетагильском музыкальном училище в 1982-1986, в классе педагога И.В. Федотовой. В Уральской консерватории она стала студенткой класса Заслуженного деятеля искусств РФ, профессора И.З. Зетеля, ученика корифея фортепианной педагогики – Генриха Нейгауза.

После окончания консерватории – с сентября 1989 года и по сей день – Ирина Фёдоровна работает в фортепианном отделении Нижнетагильского колледжа искусств. Все выпускники специального класса И.Ф. Зиминой за эти годы могли составить штат отдельно взятой музыкальной школы – 34 пианиста, практически все они получили высшее музыкальное образование в творческих и педагогических ВУЗах разных городов России. В настоящее время 3 выпускницы класса Ирины Фёдоровны учатся в Уральской консерватории. Ирина Фёдоровна не скрывает, что гордится достижениями своих воспитанников: Марина Терентьева (директор ДШИ г. Нижняя Салда), выпускница 2001 г. – лауреат Премии Губернатора Свердловской области “За лучшую педагогическую работу года”; Юлия Антошкина (выпуск 2008 г.) – преподаватель Южноуральского института искусств.

В концерте, который прошёл 14 февраля, прозвучала фортепианная музыка различных эпох и стилей, известная и не очень. Академические музыкальные произведения – основа профессионального обучения игре на фортепиано, “золотая кладезь” педагогической традиции (Прелюдия и фуга из “Хорошо темперированного клавира” И. С. Баха, соната Й. Гайдна в исполнении Екатерины Физер) чередовались с малоизвестными пьесами. Так, ученица детской школы искусств №3 Валерия Маноменова, готовящаяся к поступлению в НТКИ летом этого года, исполнила пьесу английского композитора С. Скотта “В стране лотоса”. Юная пианистка уже имеет немалый опыт концертных выступлений, поэтому легко и естественно погрузила слушателей концерта в таинственную атмосферу зачарованного Востока. В исполнении еще одной будущей абитуриентки, Любови Григоревской, вдохновенно и лирично прозвучала пьеса «Диалог» из последнего фортепианного цикла П.И. Чайковского.

Приятно порадовало наличие в программе студенческого концерта произведений великого венгерского пианиста-виртуоза Ференца Листа. Прозвучали Этюд Ми бемоль мажор (по Паганини) в исполнении Марии Свириденко и Концертный этюд «Шум леса», который исполнила Мария Перевозкина, выпускница этого года. Сформированный профессиональный исполнительский аппарат пианистки способствовал передаче свободы и поэтичности листовской фактуры. Совершенно другой образ – трогательная мечтательность славянской «Думки» П. И. Чайковского. Здесь тонкость и хрупкость, несомненно, были присущи и музыке, и пианистке. Характерная трёхчастность с бравурным, по-мужицки угловатом танце в среднем разделе, а также последние аккорды – неожиданно яркие и гневные – добавили исполнению красочности.

Жанр баркаролы берет истоки в плавных певучих песнях венецианских гондольеров, отражающих медленное покачиваний вечерних вод. “Баркарола” А. К. Лядова – одно из самых вдохновенных и совершенных сочинений композитора, которому в целом было присуще гармоничное миросозерцание человека “Серебряного века”. В отличие от него композитор-авангардист С. Губайдулина не жалеет слушателя, поражая его своей трагичной “Чаконой”, старинным траурным танцем, в котором рассказывается о горестях человека и человечества в XX веке. Следующая участница концерта, Полина Старкова, наполнила акварельными звучаниями пьесу Лядова, погрузив слушателей в мир красоты и гармонии. В “Чаконе” Полина хорошо передала модернистский стиль, сразу, с первым аккордом обрушив на слушателей глубину и трагическую “расколотость” мышления композитора-авангардиста.

В исполнении Анастасии Гасниковой в завершении концерта прозвучали два знаковых произведения пианистического репертуара, входящие в фортепианный “золотой фонд” XX века – “Павана памяти инфанты” М. Равеля и “Этюд-картина” С. Рахманинова, одно из последних произведений, созданных им на Родине, в роковом для страны 1917 году.

Анастасия имеет «рельефный» пианистический слух, хорошо ориентируется в многослойности фактуры Равеля, а также умеет показать характерную для этого композитора «прекрасную статичность». Красочные гармонии звучали нежно, поэтично и мечтательно. Анастасия учится только на 2 курсе, однако обладает зрелостью музыкального мышления.

Рахманинов – композитор величественного фортепианного стиля, исполнение его произведений требует от пианиста значительной оснащенности и волевых качеств. В «Этюде-картине» Анастасия продемонстрировала ощутимый самоконтроль и внимание к форме – особенно, к важной для музыки Рахманинова «смысловой точке», смысловой кульминации всей пьесы.

Все нынешние студенты класса, принявшие участие в концерте – лауреаты и дипломанты всероссийских и международных конкурсов, в том числе таких серьезных, как Международный конкурс исполнителей духовной музыки «Ре-лиго» в г. Санкт-Петербург (М. Перевозкина, 2 премия), Международный фестиваль-конкурс “Musica classica” в г. Руза (П. Старкова – 1 премия, А. Гасникова – 2 премия).

Академическая фортепианная программа концерта была тепло принята слушателями, которые от всё души пожелали юным артисткам творческих успехов, в дальнейшем – поступления в высшие музыкальные учебные заведения, а в скором времени – успешных и ярких выступлений на Всероссийском конкурсе «Наши надежды» по специальности «Фортепиано» им. И. З. Зетеля, который пройдет в Нижнетагильском колледже искусств в начале марта.

Елена ТОПОРКОВА, заместитель директора по УР колледжа искусств.

ФОТО предоставлено автором.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*