Дистанционное образование – вызов?

Школа вновь на этой неделе ушла на дистант. Классно–урочная система в 5–11-х классах оказалась «удаленной». И снова мы слышим разговоры о том, что дистанционка, с которой столкнулись педагоги, школьники и их родители, – это вызов. Как с ним справиться взрослым и детям?


На эти вопросы отвечает Галина БУТАКОВА, заместитель руководителя регионального центра цифровой трансформации ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования».


Уроки в онлайн-формате

– Сегодня учителя поделились на тех, кто предпочитает присылать учебный материал и упражнения, а потом проверять работы учеников, и тех, кто выходит в зум, скайп и прочие онлайн-системы. Причем сторонников онлайн-уроков среди учителей со временем становится больше.

И главная причина – педагоги понимают, что нельзя детям, которые оказались круглые сутки запертыми в квартире, предложить еще и режим учебной самоизоляции.

Беда дистанта заключается в том, что ребенок воспринимает монитор компьютера как телевизор. А телевизор – это односторонний контакт, никакого интерактива. Но это совсем не так.

Дистант – это не офлайн-школа. Не нужно копировать привычные каждому учителю уроки. Здесь обязательно нужен интерактив. Нужно общаться с учениками, а не просто читать заготовленный материал.

Нужно задавать вопросы, и пусть ученики отвечают. Даже презентация, которая бы поддержала урок в обычном классе, тоже не вариант.

Излишняя визуализация и мультимедиасервисы не заменят живого общения, а именно оно нужно детям во время изоляции.

Но главная проблема, которую сегодня решают все учителя, – как сделать так, чтобы тебя слушали ученики и слышали постоянно.

А этого можно добиться, только если педагогу самому интересно то, о чем он говорит.

Важно зацепить ребенка в самом начале: придумать задачки, истории, загадку.

В общем, сделать то, что заинтересует детей, а уже затем переходить к более серьезным вещам по теме.

Чтобы урок сделать «живым», можно воссоздать обстановку школьного кабинета: сфотографировать свой класс и затем это изображение сделать фоновым в настройках той программы, в которой вы работаете.

И сразу становится ясно: обстановка учебная, работаем в классе. А если еще вспомнить об инструментах, встроенных в программы, – доски, указки, поднятие руки, то обстановка урока станет реальной.

Ошибка некоторых учителей состоит в том, что они думают, будто во время онлайн-урока работают с классом.

Но на самом деле это не так. Работать на всех – это работать ни для кого.

Чтобы работать с каждым учеником, теоретически может быть достаточно аудиоконтакта, но все-таки лучше с глазу на глаз. На дистанте же это может быть личное письмо, записка с комментарием по проверенной работе и рекомендациями, вопросами по проблемам, которые учитель заметил у ребенка.

В реальной школе это может быть личный разговор о трудностях или личная похвала.

И следует помнить: все, что касается конкретного ребенка, должно говориться только ему, а не всем, иначе эффекта не будет.

Работая на дистанте, следует использовать инструменты, которые пригодятся для быстрого обмена мыслями или информацией.

Для этого можно создать облачное хранилище данных, куда можно выгружать раздаточный материал для занятий, различные дополнительные материалы, кроме того, ученики могут использовать это хранилище для отправки своих домашних работ.


Страхи родителей

– Переход на онлайн–обучение – это очередной шаг на пути к прогрессу. Мы уже привыкли пересылать друг другу голосовые сообщения, пользуемся видеосвязью. Для некоторых стран дистанционное обучение давно стало привычным. Поэтому родителям не стоит паниковать, а, наоборот, подумать, чем они могут помочь своим детям.

Нужно проверить, есть ли у ребенка необходимая техника и удобно ли оборудовано рабочее место. Конечно, на дистанционке детям, особенно младшим школьникам, сложно учиться самостоятельно.

Опыт прошедших карантинов на дистанте напугал многих родителей: из разных мессенджеров на них сыпались разнообразные задания с пометкой «срочно», вплоть до рефератов по физкультуре.

Родительские страхи возникают, так как многие считают онлайн–обучение некачественным только потому, что конкретный учитель недостаточно хорошо владеет технологиями, не умеет пользоваться опциями онлайн–платформ.

И из-за этого уроки кажутся неинформативными, порой скомканными. В основе этого страха лежит конкретная проблема, которую можно решить, обсудив ее с учителем или директором.

Опыт прошлого года показал, что примерно 30% детей домашние задания сами не выполняли, за них делали родители. Конечно, это намного проще, чем объяснять, корректировать, да и время хочется сэкономить.

Но не стоит этого делать: пусть ребенок лучше получит двойку, но учитель увидит реальную картину и постарается ее исправить, организовав индивидуальные консультации. Иначе после выхода из дистанта дети выполнят самостоятельную работу, и педагоги увидят, кто учился, а для кого время прошло впустую.

Но не стоит забывать, что у дистанта появились свои плюсы. Например, некоторые школы после первой волны пандемии перешли на комбинированную (смешанную) систему обучения, взяв от «онлайн» только лучшее.

Так, в обычном классе преподают предметы, которые ребенку сложно выучить самостоятельно, а остальные занятия переводят на проектную деятельность, которая спокойно может быть организована в онлайн, причем такая работа дает ребенку больше простора для самостоятельной работы и творчества.

Помните, как еще два десятилетия назад мы настороженно относились к использованию мобильных телефонов: многие считали, что они могут вызывать различные заболевания.

С онлайн-обучением повторяется та же история.

Многие его боятся потому что привыкли, что дети ходят в школу, сидят на уроках. А ведь некоторые родители сами прошли уже не один онлайн-курс и посмотрели не один вебинар.

Онлайн-учеба – легко

– Это совершенно нормально, когда школьные занятия кажутся сложными. Это не означает, что ученик не может справиться с дистанционным обучением. Поначалу это трудно не только для детей, но и для учителей, и для родителей. Нужно помнить: учение требует усердия.

Чтобы облегчить школьную жизнь на дистанте, нужно придерживаться строгого распорядка дня. Время обучения обязательно должно чередоваться с временем отдыха. Движение даст заряд новой энергии, поможет школьнику сосредоточить свои мысли, позволит лучше запомнить все то, что было выучено.

Не стоит бояться обращаться за помощью, нужно обязательно сообщить своему учителю, если какое–то задание оказалось трудным или непонятным.

Работа педагога – помогать и поддерживать детей в их обучении. Поэтому следует смело отправить сообщение по установленному в вашем классе каналу связи и попросить помощи.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*