Школа №85. Около 15 лет назад мой класс временно учился в ее стенах. И единственное, чем она запомнилась, – темнота. Света катастрофически не хватало. В рекреациях, кабинетах и столовой хотелось достать фонарик, чтобы осветить все вокруг. На этой неделе я вернулся в эти стены.
Школа избавилась от прежних потемок. Светло, ярко везде. На перемене решил заглянуть в один из классов.
Кабинет химии. Учитель Ирина Рябова готовится к уроку в 10-м А. За несколько минут до звонка успеваем задать несколько вопросов.
– Каким был этот кабинет раньше?
– Большой, но такой старенький, обшарпанный. Проблемы были с реактивами, лабораторным оборудованием. Их не хватало. А те, что имелись, – произведены в 1978 году. Детям говорила: не удивляйтесь, если вдруг не пойдет реакция. Даже пробирок не хватало. Не было средств для мытья. Модели тоже были, но уже такие старые.
– А сейчас?
– Всего достаточно. Можно вести современный образовательный процесс.
– Вам, как педагогу, какой инструментарий ближе?
– Мне особо нравится стационарная лаборатория. Я работаю без лаборанта – многие учителя химии в городе в таком положении. По расписанию у меня может быть 9-й класс, потом 8-й, 10-й. И на каждый урок нужны разные лабораторные работы. Раньше я бы физически не успела сделать это одна. Сейчас на каждом столе – полный набор реактивов и оборудования. Есть все, что нужно. Дети могут на каждом уроке выполнить не только большую практическую работу, но и провести опыт, доказывающий то или иное теоретическое положение. Химия в теории – конечно, хорошо. Но это практическая наука.
Есть и переносные лаборатории. В условиях коронавируса дети вынуждены сидеть в одном кабинете. А я могу взять с собой ящик и показать химические опыты. Ученики не должны смотреть только на картинки.
– Инновационное оборудование осваиваете? Например, цифровые лаборатории?
– Да. Мы можем вне стен школы собирать необходимую информацию о химических процессах с помощью бесконтактных данных. Их можно использовать для исследовательских проектов.
Появились у нас и лаборатории для подготовки и проведения единого государственного экзамена по химии с полным набором реактивов. Практическая часть ЕГЭ – недавнее нововведение. Дети уже не будут ее бояться, потому что в классе есть все, что может им встретиться на экзамене.
– И последний вопрос. Яркие стены не отвлекают?
– Я вообще любитель ярких цветов и отлично отношусь к синим стенам. Это цепляет внимание и мотивирует на обучение.
Со звонком в класс возвращается 10-й А. Тема урока – «Типы химических реакций». И практически сразу школьники берут из стационарных лабораторий на партах реагенты, начинают их смешивать и приходят в восторг от того, что жидкость меняет цвет. Через несколько минут зажигают спиртовую горелку и доводят растворы до кипения. И тут же следующий опыт. Ученики делают все сами. Конечно, под чутким руководством учителя.
Когда я наблюдал за десятиклассниками, невольно им завидовал. Потому что у меня в школе была только теория.
При этом возможностей для практической работы еще больше.
– Самое новое и необычное – наши конвергентные лаборатории, – рассказала директор школы Яна Поддубная. – То, что будет изучаться детьми на разных предметах, но при помощи одного и того же оборудования. Лаборатория позволяет физику, химию, биологию и географию объединить. В наших задачах – совместить все учебные планы для того, чтобы детям было интересно.
3D-моделирование – сейчас этим уже никого не удивить. Но, с другой стороны, многие школы выходят на изучение только азов. Мы продвигаемся дальше. Сперва идут механические роботы, дальше мы выходим на электронное управление. И самая последняя стадия – полностью программируемые роботы.