Саше из Нижнего Тагила 31 год. Треть жизни ему приходится обходиться без одного из важнейших органов чувств. Когда Саше было 19, пьяный знакомый оставил его без зрения. Как жить и радоваться, если мир внезапно перевернулся с ног на голову. Если в сознательном возрасте прозвучал приговор «инвалидность».
Общаясь с Сашей, не всегда сразу понимаешь, что перед тобой незрячий человек. Лично у меня никогда не возникало сомнений, что он видит всё, просто делает это по-особому. Сердцем.
— Расскажи, как вообще с тобой произошла такая беда?
— Мне было 19, учился в пединституте, параллельно занимался в местной секции фехтования. Даже был в тройке лучших бойцов области. Такие клубы – отдельная субкультура. Мы часто встречались и общались с ребятами вне тренировок. Так и в тот раз отдыхали компанией, был там один парень Даниил. Перепил сильно, кидался на всех. Мы его мирно пытались успокоить, но он вообще неуправляемый стал. В какой-то момент он схватил зонтик и решил фехтовальный спарринг устроить. В итоге не удалось увернуться, и он попал мне в глаз. Второй спасти тоже не удалось – диагностировали атрофию зрительного нерва. Так что сейчас максимум, что могу – отличить солнечный день от глубокой ночи.
— А что стало с тем парнем?
— Сел на 8 лет. Мне кажется, он даже не совсем осознал, что натворил. Пытался договариваться, что оплатит лечение, если я заявление заберу. Мне от его отсидки ни жарко, ни холодно. Но дело было уголовное, остановить эту махину я не мог. В итоге расследование раз 10 прекращали. Дело несколько раз переквалифицировали из тяжкого преступления в более лёгкое. В какой-то мере из-за собственного нежелания нести ответственность товарищ в итоге получил максимальное наказание.
— А как у тебя складывалась жизнь первое время после травмы?
— Это был очень непростой квест. Без образования и работы в нашем мире довольно-таки сложно. Сначала мне не хотели присваивать инвалидность, за это тоже пришлось побороться. В итоге выбил пенсию, но она совсем мизерная была. А по закону в России очень погано всё делать, сплошная бюрократия. Пришлось срочно искать возможности хоть какого-то заработка.
— И где в итоге удалось найти?
— Поначалу делал конверты для сухих строительных смесей. Там платили за каждый склеенный пакет, но оплата такого труда минимальная. Потом я решил вернуться к своему хобби, монетизировать его. Были навыки в изготовлении оружия, доспехов, в плетении кольчуг. Но большую часть этих работ слепому делать нереально. Поэтому пошёл учиться на курсы массажа – уже 8 лет работаю как практикующий массажист. Людям нравится, многие говорят, что я по-особому чувствую тело. А не впадать в уныние позволили крутые творческие проекты – организация фестивалей ролевых.
— А вообще сталкивался когда-нибудь с дискриминацией из-за своих особенностей?
— На самом деле тотальная дискриминация была в любимом фехтовальном клубе после травмы. Ребята волновались за меня, поэтому не давали ни оружие делать, ни к тренерской работе возвращаться. Но я нашёл выход – открыл свою секцию. На массажных курсах тоже сначала приглядывались – у них система обучения рассчитана на визуальное восприятие. Но я смог доказать, что способен этот курс пройти. А на фестивалях ролевых всё проще, там люди открытые ко многим вещам. Был даже забавный случай – на одном из фестов я играл роль слепого индийского царя. Мы «Махабхарату» реконструировали. Когда всё закончилось, ко мне подошёл один из участников и сказал «всё отлично, спасибо за игру, но слепого ты малость переигрывал». Было очень забавно, когда ему объяснили, что я особо и не играл.
— А как бы ты мог сам описать своё мировосприятие?
— Мне приходится воображать весь мир, чтобы с ним взаимодействовать. Визуализировать пространство, чтобы двигаться в нём. Конечно, из-за отсутствия зрения, появилась мощная сенсорная чувствительность. Но я некомфортно себя чувствую среди толпы, когда рядом много движущихся объектов. В лесу здорово, наполняет очень.
— Какие сейчас планы?
— Их огромное количество. Новые фестивали, поездки естественно. Совершенствоваться в массаже. В квартире сейчас ремонт нужно закончить, чтобы её продать наконец. Так что времени на жалость к себе просто нет. Надо жить, и получать от этой жизни по максимуму.
— А что бы ты мог посоветовать людям, которые оказались в непростой жизненной ситуации?
Не сдаваться, конечно. Никогда не знаешь, какие события в твоей жизни хорошие, а какие плохие. Какие будут последствия того или иного события. Есть прекрасная даосистская притча «О чистом взгляде». Там главный герой — старик, в жизни которого происходят разные события. Но он не даёт им оценку хорошо или плохо, он просто принимает ситуацию. Я тоже сейчас стараюсь избегать всяких оценок. Неизвестно, каким бы был мой путь, не лишись я зрения. Но я радуюсь тому, что происходит в моей жизни здесь и сейчас.
Интервью и фото подготовила Маргарита Мурзина