Более 3500 многоквартирных домов насчитывается в Нижнем Тагиле. Это значит, что большинство из нас вынуждено сосуществовать в ограниченном пространстве с совершенно посторонними людьми. В сутки от 30 до 50 тагильчан жалуются в полицию на своих соседей, на громкую музыку, на ремонт в неурочное время, на ругань.
Cудом заканчивается примерно 20% конфликтов между соседями – то есть каждая пятая ссора. На первом месте среди причин – нарушения тишины в ночное время. Из-за этого случается треть (30%) соседских конфликтов. Второе место занимают аварийные ситуации — 25% случаев. Наиболее распространенная — прорыв труб. Нехватка парковочных мест во дворе занимает третье место. Она лежит в основе 20% конфликтов между жильцами. Часто из-за этого начинаются настоящие боевые действия между соседями. На нецелевое использование жилых помещений приходится до 15% конфликтов. Замыкают рейтинг домашние питомцы. Из-за лающих по ночам собак или огромного количества кошек, источающих неприятный запах, вспыхивает каждый десятый конфликт между соседями.
Как уживаться в многоэтажке? Какие проблемы вам доставляли соседи и как вы их решали, а может быть вы, наоборот, дружите со своими соседями?
#Добрососедство
Оксана Гвоздева, председатель ТСЖ
— Расскажите об отношениях между жильцами в вашем доме.
— У нас в ТСЖ 4 дома, есть конфликты, но они не столь значительны.
— Это большие дома?
— Нет, это четырехэтажные дома старого типа, самое большое это 50 квартир в доме. Всего у нас 290 человек и 16 подъездов.
— Почему вы решили стать председателем ТСЖ?
— Так случилось, что когда мы создавали ТСЖ я была свободна, у меня не было работы. Также мы хотели попасть в программу капитального ремонта.
— Много времени эта работа забирает?
— Да, практически всё.
— А когда все начиналось, то трудно было объединить людей?
— У нас удачно расположены дома, семь домов в одном дворе. В 2008 году всем домам было предложено вступить в ТСЖ. Но согласились только два дома. Мы сделали капремонт. Через год присоединился ещё один дом.
— Много времени ушло на то, чтобы уговорить те два дома, которые сразу согласились?
— Нет. Так оказалось, что заинтересованность в капитальном ремонте была большим основанием, чтобы объединиться.
— И что, вообще все жильцы хорошие?
— Считаю, что да. Есть исключение, но оно не хулиганит.
— Это исключение приходилось к порядку призывать?
— Нет. Если оно и делает что-то, то не так часто и не так громко.
— Если бы вы в девятиэтажке жили, то думаете вам бы удалось вот так всех организовать?
— Думаю, что да.
— Было бы сложнее, их-ха того, что жильцов больше?
— Это было бы не сложнее, потому что когда больше народа участвует, то проще дела решаются.
— Как вы работаете с теми, кто не согласен?
— Нашему ТСЖ уже девять лет, это большой срок.
— А в самом начале как все было?
— В самом начале мы провели капитальный ремонт домов от низа до верха. Люди поверили, что так может быть.
Сева Молчанов, радиоведущий. Ришон Ле-Цион, Израиль
— Расскажи, как живут в Израиле в многоквартирных домах. На какие российские дома это похоже?
— Это хрущовка. Нечто среднее между хрущовкой и сталинкой по качеству. Стенки картонные, нагреваются быстро, ещё быстрее остывают. Небольшая квартирка трёхкомнатная. Это израильский стандарт, поскольку семьи здесь большие, маленьких квартирок практически нет. На этаже две квартиры.Из-за тонких стен всё слышно. Здесь есть местные особенности: в душевой всегда есть окно. Оно выходит либо на улицу, либо, как в нашем случае, это некая шахта посреди дома, потому как если не проветривать, там образуется плесень из-за особенностей климата. Это окошко всегда открыто и ты слышишь каждый чих своих соседей. Слава богу, если это именно чих. Все остальные звуки также хорошо слышно. Плюс есть соседи, которые любят двигать мебель. И ты говоришь им: «Ребятушки, может не стоит?». А они отвечают: «Мы ничего не двигаем, мы не делаем перестановку». Но я уверен что они каждый день это делают. Часа, примерно, в три утра.
Я думаю, что соседи – это такая штука интернациональная. Не важно, в какой стране ты находишься – твои соседи всё равно будут тебя бесить.
— А ты знаешь своих соседей по именам?
— Не всех по именам, но со многими общаемся. У нас маленький ребёнок. И наша соседка снизу, у которой трое уже взрослых детей, взяла нас на попечение – она так считает. Она постоянно даёт какие-то советы по типу, что ребёнку холодно. Есть старшая по подъезду, которая собирает деньги на обслуживание, и всегда ходит напоминает, что все ей должны. Это зависит от конкретной семьи, от конкретных людей. У тебя могут быть классные соседи, у тебя могут быть не классные соседи. Есть те, кто любит горланить караоке до двух часов ночи, они автоматически становятся не-классными соседями.— И как поступают с неклассными соседями?
— Всё зависит от того, укладывается ли их неклассное поведение в рамки закона. Если он не укладывается в рамки закона, ты звонишь в круглосуточную службу муниципалитета. Этим, в основном, не полиция занимается – такими разборками между соседями некриминальными. После 11 если шумят, звонишь в муниципалитет. Если же всё укладывается в рамки закона. Максимум, что можно сделать – поговорить. Как и везде.
— А в кибуцах как обстоят дела с добрососедскими отношениями?
— Кибуц – это отдельная история. Уникальное явление. В Советском союзе пытались построить коммунизм – не очень получилосьь. Кибуц в Израиле – максимально приближенное к коммунизму из того, что существует в мире. Люди живут общиной. Все решения принимают коллективно. У каждого есть служба – некая функция, которую они выполняют в кибуце, дежурство. Кто-то сегодня на кухне чистит овощи, кто-то моет посуду. На следующий день моют общую столовую. Все заботятся обо всех. Дети кибуцные – это сыны полка, воспитываются всем кибуцем. Но членом кибуца стать практически не реально. Все должны согласиться с тем, что этот человек станет членом кибуца. Кибуцники где-то работают. Но часть зарплаты их, чаще всего, отправляется на банковский счёт кибуца. Если они хотят куда-то съездить отдохнуть, но денег не хватает, можно собратсья всем кибуцем и решить – они молодцы, можно им помочь съездить. То же самое, если не хватает денег на обучение ребёнка в университете Кибуц может решить, что да, мы ему оплатим обучение.
#ПобегОтСоседей
Илья Вялков, создатель родового поместья
— Родовое поместье — что это такое?
— Родовое поместье это гектар земли где высажен сад, выкопан пруд, огород есть. На этой территории живет семья. У нас, например, два с половиной гектара земли.
— Почему не в городе? Почему уехали?
— Город — горе роду. С тех пор как появились города, началась деградация людей и изменился ландшафт земли, земля стала приближаться к своей кончине.
— Только города очень давно появились.
— В России города, какие они есть сейчас, появились только сто лет назад. До революции процентов восемьдесят жили на селе. А сейчас, наоборот, восемьдесят процентов живут в городах.
— Но вы родились в городе?
— Я родился и вырос в городе.
— И что вас заставило переосмыслить свою жизнь?
— Мечта Лиды (супруги — прим.ред.). Мы познакомились на Алтае. Она мне рассказала, что мечтает о таком месте, где свой дом, вокруг сад.
— Можно ведь уехать просто в деревню и также жить.
— В деревне участки маленькие, тесно. И тоже выходишь из дома, опять же та же улица.
— У вас вообще соседей нет?
— Почему? У нас сейчас двенадцать семей. Кто-то ещё строится.
— Когда вы жили в городе соседи вам досаждали?
— Бывало, конечно.
— Вы от людей ушли?
— Мы не уходили от людей. Мы не отшельники. У нас появилась мечта. Она в книгах еще была описана. Когда я познакомился с Лидой, я не читал этих книг. А Лида мне сказала, что можно жить вот так. Для меня это было что-то сакральное.
— Почему, на ваш взгляд, люди в городе разобщены больше, чем в деревне или родовом поместье. Могут долго жить на одной лестничной клетке и не знать друг друга.
— Потому что живут разными жизнями.
— А вы живете со своими соседями какими жизнями?
— У нас общие взгляды, интересы, мы единомышленники. Если брать всех подряд, то какая там гармония может быть.
— А вы кого-то не берете к себе?
— Бывает, да. У нас есть определенные критерии, если человек не подходит, мы его не берем.
— А какие критерии?
— Небольшие критерии насчет табака, выпивки. У нас в семье не выпивают, не курят, мы мясо не едим. Мы не настаиваем, чтобы все не ели мясо, у нас есть люди, которые мясо едят. На общей территории ни о какой выпивке или курении не может идти и речи.
— Вы как-то договаривались об этих правилах? Они прописаны?
— Они прописаны в родовом уставе.
— А конфликты в родовом поселении возникают?
— Возникают спорные вопросы, как и везде. Какой-то проект обсуждаем, кто-то за, кто-то — против.
— А как договариваетесь с теми, кто не согласен?
И. В.: — У нас принимаются решения только единогласно. Мы собираемся на вече. Вече правомочно принимать какие-то жизненно важные решения. И на вече должно присутствовать не менее 75% людей. И если хоть один человек против, то решение не принимается, мы его откладываем или убеждаем этого человека.
— В теплое время года вы живете в родовом поместье, но на зиму возвращаетесь в город. Здесь как к вам относятся соседи и как вы к ним относитесь? У вас с ними конфликтов не возникает?
— Например, когда у нас в подъезде какой-то накурившийся наркоман начал дебоширить, я вмешиваюсь в это.
— Как вмешиваетесь? Физически?
— Мы его стали запугивать и выгнали.
— Илья, как вы считаете, чему у вас, живущих в родовом поместье, могут научиться жители города?
— Они могут пожелать создать свое родовое поместье.
Юлиана Зубова, г. Мюнстер, Германия
— В каком доме вы живёте?
— Я живу в доме, как и большинство в нашем районе, в многоквартирном. Три этажа, по две квартиры на этаже. Шесть квартир в доме.— А какие отношения с соседями у вас?
— Может быть, я идеалистка, может быть в других домах не так, но у меня всё идеально. Нас немного. Какие у нас могут быть отношения? «Здравствуйте!», «Хорошего дня!», «Дверь оставить открытой? Вы с коляской выходите или как?», «Привет-привет». Я в Германии 7 лет, пока не видела повода, чтобы быть недовольной. Надеюсь, они мною тоже довольны.У меня есть яркое впечатление от момента, когда я выходила замуж 7 лет назад. Мы знали, когда у нас свадьба, когда приедет моя мама и мои друзья из Тагила. Я понимала, что будут гости, будем украшать подъезд, будет шумно. И мы напечатали за неделю объявление: «Дорогие соседи! Такого-то числа у нас свадьба, поэтому за два дня у нас будет шумно, весело. Надеемся на понимание». И свою фотографию разместили. Повесили на двери в подъезде.
Вечером, когда мы приехали из ресторана, около нашей двери в квартиру стояла большая подарочная коробка со вкусняшками местного производства: колбаски, творог, горчичка, открытка поздравительная ото всех соседей. Мило и приятно.
Через неделю, когда наши гости уехали, мы напечатали новое объявление: «Дорогие друзья! Спасибо за подарок. Приглашаем вас в гости, Юля приготовит русские вкусняшки». Мы пирогов напекли по маминому рецепту. Я была приятно удивлена, что за несколько дней положили в почтовый ящик записки: «Мне очень жаль, я была приглашена в гости, не смогу прийти». Ага, вычёркиваю. Потом другие пишут: «Нам очень приятно, мы с удовольствием придём, но опоздаем на полчаса». Понятно. Значит, садимся за стол, их не ждём. И все восемь человек пришли в течение двух минут. Это про немецкую пунктуальность.
— А если кто-то шумит в квартире, делает ремонт, или собака лает — как решают проблему?
— Мы все арендаторы, мы арендуем квартиры. Арендуя квартиру, подписываем договор. В договоре всё чётко прописано. Ты, уезжая в командировку на три месяца в Бразилию, не имеешь права эту квартиру сдавать. В нашем доме запрещено иметь в квартире собаку. Если вы держите собаку, ищите другой дом, где разрешено. И есть такой закон — делать ремонт можно в будние дни с 9 до 6. В выходные вообще нельзя. По закону, если бы мне начал сверлить в стену в полседьмого, я бы позвонила в полицию. Он не имеет права нарушать закон. Ему бы эта дрель дорого обошлась — закон на моей стороне. И, на мой взгляд, это очень разумный закон.
#СоседскиеВойны
Игорь Устинов, адвокат
— Игорь Анатольевич, как часто в вашей практике и в практике ваших коллег встречаются конфликтные ситуации именно между соседями?
— Такие ситуации встречаются очень часто и это меня радует, потому что помогает зарабатывать. Но я не вижу в этом проблемы.
— По-вашему, это нормально?
— Девять конфликтов из десяти можно решить миром, без привлечения правоохранительных органов и суда. Давайте вспомним те сказки, которые читали в детстве, то, что мы видели в цирке. Что заставляет тигра прыгнуть с тумбы на тумбу? Или любовь, ласка и кусок сахара, или страх и физическая боль.
— Тут неизвестно, мы ведь не видим как там дрессируют животных.
— Я вас уверяю, что так. Поэтому если у вас есть сосед, который вам чем-то мешает, то первое, что я рекомендую — это прийти, познакомиться и попытаться договориться. В большинстве случаев этого бывает достаточно. У нас сейчас, к сожалению, общиной не живут. Возьмите чеченцев, например. Очень гордая нация, но конфликтов между собой нет, все решает тейп, старейшины. В Узбекистане есть понятие «махаля» — уличный комитет. У нас в 60-70-е годы при каждом ЖЭКе был товарищеский суд. Сейчас такого нет. Сейчас появились у людей деньги, зависть, и в ответ на вашу просьбу сделать музыку потише вам ответят, что это моя собственность, что хочу, то и делаю. Можно посоветовать им выйти в Интернет и прочитать там, что это твоя собственность и ты можешь делать что угодно до тех пор пока не нарушаешь права других людей.
— Был пример, когда диджея, который делал громко музыку дома, вс`-таки выселили из квартиры.
— 2009 год, Первоуральск. По-моему, фамилия Зотов. Но жильцы с ним боролись долго. Около пятидесяти административных протоколов было составлено. Он был осужден за то, что избил соседку, сделавшую ему замечание. И только потом его выселили.
— Громкая музыка — один из самых раздражающих факторов. Как в такой ситуаwии быть?
— Мне очень хочется им порекомендовать проконсультироваться у знакомого электрика, собрать небольшое устройство и подключить его на входной двери квартиры, где играет громко музыка. Но это будет нарушение закона, поэтому советовать не будем.
У нас у всех есть компьютеры, и мы можем написать жалобы в районную полицию, районную прокуратуру, следственный комитет, Роспотребнадзор, санэпидстанцию, городскую администрацию, в газету и на пару сайтов, на то, что конкретный человек громко слушает музыку. Я вас уверяю, что когда к нему два раза в день будут приходить государевы люди, то первой такой волны жалоб будет достаточно. Надо знать разрешается шуметь днем или нет. Разрешается если соседи не жалуются и этот шум не более 55 децибел.
— Многие терпят потому что думают, что запрещено только ночью.
— Если вас это устраивает, то терпите. Если нет, то 55 децибел и не больше. Есть целый ряд нормативных актов. 55 децибел составляет шум пылесоса.
— То есть если работает дрель, то можно жаловаться.
— Можно. И от участкового можно получить штраф. Еще есть и Свердловский административный кодекс. Там штраф от 500 рублей до 1500 тысяч.
Одна жалоба срабатывает очень редко. А волна жалоб если не сработает на первый раз, то повторно точно сработает.
— Как решать конфликтные ситуации с парковками?
— Тут нужно исходить из того чья земля. Не везде земля вокруг дома оформлена как собственность ТСЖ. Она может быть городской землей. Тогда, исходя из общего понимания права, я рекомендовал бы обратиться в архитектуру города, к главе города, с просьбой помочь организовать стоянку или парковку для автомашин в данном конкретном месте. Но на практике это будет сделать трудно, потому что потребуется согласие всех жильцов, собрание, проект, за который нужно заплатить, согласование. Или можно просто договариваться между собой.
— Комментарий с нашего сайта: «Вызвали полицию в два часа ночи соседу, после увещеваний и личных просьб сделать потише музыку. У него дома сабвуфер. Приехали полицейские, составили протокол, поговорили с ним. Он только посмеялся над ними. Хоть завызывайтесь, сами сидите, ждете когда приедут. Сделал музыку еще громче. Половина подъезда с маленькими детьми не спали до шести утра. Может подскажете как таких успокаивать и что делать?»
— Безусловно, составленный протокол фиксирует нарушение, которое было составлено до составления протокола. Включил снова — вызывайте снова. Включил третий раз — вызывайте третий раз.
— А если они не приедут?
— Если они не приедут, то звоните по телефону дежурному по областному управлению. Они приедут и вежливо с ним поговорят, убедят, чтобы в их смену больше музыку не включал. Налицо административное правонарушение. Вы, ваш ребенок, муж — потерпевшие. Вам причинен моральный вред.
— И можно обращаться в суд и отсудить компенсацию?
— Конечно, но немного. От трех до пяти тысяч, и это на каждого члена семьи. Но вокруг него много квартир. Надо найти инициативного человека, который будет собирать необходимые документы и ходить в суд один, но от имени всех, и моральный вред будет компенсироваться каждому.
— Одна из наших читательниц пострадала от того, что в квартире над ней никто не живёт. Зимой прорвало батарею. Пустующую квартиру отказывались вскрывать. 6 дней из-за этого в морозы несколько квартир сидели без отопления.
— Если управляющая компания самоустраняется, то у нас есть телефон 112, служба МЧС, надо звонить туда.
— Но ведь они могут вскрыть квартиру только если есть угроза жизни.
— Или безопасности окружающих. Как бы поступил я. Я бы позвонил дежурному по администрации города. Не понимает, то звонить на областной уровень. И обязательно звонить по линии МЧС. Если отказываются, то спрашивать фамилию, имя, отчество, должность дежурного. Тогда они помощь оказывают быстрее. Что касается собственника, то он тоже несет материальную ответственность.