Мэр Москвы Сергей Собянин предложил запретить работать в такси людям с иностранными правами, а также призвал агрегаторов сообщать пассажирам, имеются ли у водителя российские документы. Но помогут ли такие инициативы навести порядок на дорогах?
«Было бы правильно включить в федеральный закон требование, чтобы в такси могли работать только водители с российскими правами. Пока же этого нет, агрегаторы могли бы указывать в мобильном приложении, какие права у водителя, который берет заказ. Тогда люди сами смогут решать, хотят они ехать с водителем, у которого права не наши, или нет», – сказал мэр.
Профессиональное сообщество взорвалось. Кто-то считает, что эта мера может исправить сегодняшнюю непростую ситуацию, кто-то назвал ее предвыборным популизмом.
Известно, что машины с шашечками принадлежат не солидной компании, чей логотип красуется на автомобиле, а какой-то малоизвестной фирме. Она сдает их в аренду таким же безымянным компаниям. Те, в свою очередь, предлагают их в субаренду частным лицам, то есть водителям.
Сам агрегатор предоставляет только услуги по распределению заказов и свое громкое имя. При первом же разбирательстве выясняется, что такси никому толком не принадлежит и никто за него не отвечает. Сами водители приходят на работу буквально с улицы.
«Человек, который меня вез, признался: шел мимо стоянки, увидел машины с известным логотипом, поинтересовался, как здесь насчет работы. Ему говорят: бери автомобиль в аренду, каждый день будешь привозить определенную сумму. Остальное – твое. Никто с ним не беседовал, его никто не проверял», – говорит активист движения «Синие ведерки» Елена Гращенкова, пострадавшая в ДТП, виновником которого стал таксист. Так, может быть, надо ужесточить прием на работу в такси?
С одной стороны, мэр говорит именно об этом. Но скептики сразу подчеркнули, что Сергей Собянин, озвучив свою инициативу, по сути, призвал следовать уже имеющемуся закону. «В Федеральном законе «О безопасности движения», принятом в мае 2013 года, четко написано, что работать с иностранными правами в России запрещено. Предприятие, которое нанимает на работу человека без российских прав, может заплатить штраф в размере 50 тысяч рублей», – рассказывает автоэксперт Леонид Горяев.
Очень быстро после принятия этого документа чиновники поняли свою ошибку: если требовать беспрекословного исполнения законодательства, то такси просто исчезнет. В одной только столице около 50% всех водителей – иностранцы.
Чтобы не создавать коллапс в отрасли, властям пришлось спешно разрешить работу с белорусскими правами, затем с киргизскими. Сейчас речь идет о том, чтобы узаконить армянские и казахстанские права. Остальные обязаны получить новые документы. Неудивительно, что тысячи гастарбайтеров просто начали скупать липовые права.
В прошлом году водитель такси в Москве насмерть сбил женщину и сбежал. По документам в таксопарке он числился как гражданин Киргизии, получивший там же права. А когда его задержали, оказалось, что это лихач из Таджикистана. И даже после смертельного ДТП он купил очередные фальшивые киргизские права и продолжал работать в такси. На допросах рассказал полицейским, что покупка документов каждый раз обходилась ему в 20 тысяч рублей.
«Все знают, что существует черный рынок по продаже незаконных документов. Но правоохранители почему-то ничего не делают для того, чтобы прекратить этот беспредел. Может быть, лучше начать с ликвидации этого незаконного бизнеса?» – спрашивает автоэксперт Горяев.
Лицензирование работы таксистов могло бы к тому же решить проблему безопасности перевозок. Сегодня бизнесмены закупают новые машины, красят их в определенный цвет. Такие автомобили получают государственные документы, и чиновники говорят, что теперь «у нас работает лицензированное такси». Но никто не вспоминает о том, что сами водители никакой лицензии не получают и по-прежнему набираются из только что приехавших в Россию обитателей Азии и Кавказа.
Практически все специалисты поддерживают инициативу мэра, но при этом замечают: полный запрет таксистов с иностранными правами приведет к значительному удорожанию перевозок.