Маршрут заказан – кто возит пассажиров

Маршрут заказан – кто возит пассажиров

Вопреки законам, правилам и здравому смыслу, «междугородные маршрутки» мчатся из города в город на бешеных скоростях. В борьбе за клиента пока выигрывают те, у кого быстрее и дешевле, но не факт, что безопаснее.

Дорога Тверь – Ржев. Скорость на спидометре – свыше ста километров в час, автобус с пассажирами резко отрывается от автомобиля скрытого патрулирования. Водитель не догадывается, что сотрудники Госавтоинспекции вместе с представителями УГАДН проводят очередной профилактический рейд, направленный на выявление нарушений при межмуниципальных перевозках пассажиров.

Помимо превышения скорости водитель автобуса с табличкой «Ржев» под лобовым стеклом пересекает сплошную линию разметки, обгоняя грузовик. На въезде в Старицу автобус останавливают инспектора ГИБДД, в протоколе появляется еще ряд нарушений: личная карточка в тахографе выписана на другое имя, в салоне едет «неучтенный» пассажир – безбилетник, оплативший водителю наличными. «Я сел в автобус на выезде из города. Заплатил водителю на руки 150 рублей», – пояснил сотрудникам надзорных органов «пассажир-нелегал».

Несмотря на наличие видеозаписей с доказательствами и показаний пассажира, водитель продолжал утверждать, что ничего не нарушал.

Теперь он должен явиться в управление Госавтодорнадзора по повестке, разбирательство продолжится. Вероятнее всего, по его итогам будет возбуждено административное дело: водителю грозит штраф по нескольким статьям КоАП, а предприниматель должен будет заплатить 200 тысяч рублей за нарушения своего сотрудника.

Этот конкретный случай – лишь один штрих монументального полотна междугородных «заказных» пассажирских перевозок. В региональном министерстве транспорта отмечают, что в ведомство регулярно поступают жалобы от пассажиров, которые сталкиваются с грубостью водителей, неудовлетворительным техническим состоянием подвижного состава, отсутствием возможности приобретения билетов до населенных пунктов, находящихся между точками отправления и прибытия автобуса, и так далее. Пункты из списка жалоб в минтрансе могут перечислять долго.

Маршрутка регионального масштаба

В конце 90-х в Твери появились маршрутные такси. Предприниматели просто покупали себе машину и вставали на нарисованный самими же маршрут. Зачастую он дублировал маршруты муниципального транспорта, который уже тогда чувствовал себя неважно, а с приходом «юрких» конкурентов и вовсе оказался в кризисе. К середине нулевых годов удалось переломить стихийность этих перевозок. На сегодняшний день худо-бедно, но ситуация начинает улучшаться.

Теперь похожий процесс идет на уровне межмуниципальной транспортной сети Тверской области. В 2012 году конкуренцию автовокзалу в борьбе за пассажира составили перевозчики, которые в обход существовавшего – и даже прошедшего процедуру ужесточения – законодательства назвались «заказными». Они покрыли часть маршрутов, уничтоженных в неразберихе 90-х, но в большинстве своем стали дублировать «классические». Разместились новые игроки рядом с автовокзалом – на парковке у гипермаркета «Карусель».

Пассажир мог заплатить за проезд прямо в автобусе, после чего отправиться без лишних забот о предъявлении документов в нужную ему точку области.

Смысл «заказного» автобуса в том, что он обязан следовать строго из пункта А до пункта Б без дополнительных остановок. Посадить или высадить пассажира на трассе они не имеют права, но на деле происходит иначе.

В обход фарватера

Итак, пассажир покупает билет на конечной в Твери и едет прямым маршрутом, например, до Кимр. Следующую свою остановку автобус должен совершить только на конечной в Кимрах. Но это в идеале, согласно прописанным нормам. В реальности автобус по просьбе пассажира, а то и по воле водителя проедет через Рождествено. Где-нибудь в Константиновке захватит еще пару «голосовавших», с которых водитель возьмет необлагаемую налогом наличку. Постоит на остановках у парочки деревень, где также посадит пассажиров «мимо кассы».

Наезженный фарватер водитель может менять по своему усмотрению, и никто в принципе это не контролирует. И наверное, не проконтролирует, пока не случится непоправимое. Впрочем, на некоторых маршрутах такое уже случалось.

Доберешься ли до конечной?

«Заказные» уже успели отметиться в нескольких ДТП, в результате которых многие пассажиры так и не доехали до конечной. Пожалуй, самое громкое происшествие – авария с автобусом «Тверь – Торжок» в 2013 году у поворота на Медное, в котором погибли четыре человека и девять человек получили тяжелые травмы. Еще одно резонансное ДТП случилось на трассе Тверь – Бежецк в сентябре 2014 года, где в результате столкновения с большегрузом погибли три человека и 15 пострадали.

Конечно, обвиняют в произошедшем чаще всего именно водителей, но есть и другие – более глубокие – причины: трудовой режим, который предприниматели устанавливают для своих сотрудников, и техническое состояние автобусов.

Маршрут заказан – кто возит пассажиров

Непутевой лист, нетрудовой кодекс

Водитель, работавший на «заказном» маршруте, был уволен в начале этого года. На условиях анонимности он рассказал Tverigrad.ru об особенностях оплаты труда у предпринимателей и подходе к мерам безопасности. На примере конкретного случая собеседник пояснил, что если не брать пассажиров «с обочины», то, даже исправно выходя на линию, на деньги, которые водителям платит руководство, выжить нереально.

Сумма зарплаты была прописана в его трудовом договоре. Однако, по словам собеседника, существует определенный план, который находится в прямой зависимости от того, сколько пассажиров в этот день проедут по билетам, купленным в кассе. В большинстве случаев план не набирается, за это с зарплаты водителя списываются штрафы. По итогам месяца к выплате остается всего 5-7 тысяч рублей. А иногда получать и вовсе нечего. Такое отношение к сотрудникам вынуждает водителей подбирать пассажиров на дороге, допускать проезд стоя, что на междугородных перевозках строго запрещено.

На безопасности может сказаться и усталость водителя, ведь работать им приходится сверх положенной нормы в 8 часов.

– У меня рабочий день составлял 12 часов только в пути, а со всеми остановками, с 7 часов утра и до возвращения в город, получалось около 15 часов, – говорит экс-водитель «межмуниципальной маршрутки».

Еще один любопытный момент – оформление путевых листов. Водитель не проходит врача, машина минует технический контроль. Путевки с нужными штампами уже лежат в бардачке автобуса.

– Я утром приезжаю на посадочную точку к гостинице «Турист», достаю путевой лист, вписываю в него свои данные, а потом, даже не предъявляя его никому, просто звоню по номеру телефона диспетчерской, потому что в мороз из машины выскакивать не хочется. Называю диспетчеру номер путевки, она вбивает его в посадочную ведомость, – раскрыл механизм выхода автобуса на линию собеседник Tverigrad.ru. – Посадочная ведомость – это единственный документ, где фигурирует номер путевки. Это единственный документ, подтверждающий, что данный водитель где-либо работал.

Маршрут заказан – кто возит пассажиров

По этому путевому листу автобус возил пассажиров от Твери до Кимр и обратно. И неважно, что в документе указан маршрут № 27 Мигалово – Искож.

Тем не менее директор некоммерческого партнерства «Тверской автотранспортный союз» Владимир Густов говорит об обратном. По его словам, все без исключения машины проверяются механиками, а водители проходят строгий медосмотр. Впрочем, утверждать, что все перевозчики относятся к своей работе наплевательски, несправедливо. Рассказ уволенного водителя – лишь один конкретный пример.

Технические тонкости

Состояние человека за рулем по истечении двенадцатичасового рабочего дня представить легко, но свою лепту вносит и техническое состояние автомобиля. Машины, которые возят пассажиров между райцентрами, несмотря на незначительный срок эксплуатации, далеко не первой свежести. На это влияет качество дорог, отношение к технике со стороны водителей и несвоевременное обслуживание автомобиля.

– Мой автобус находился в таком техническом состоянии, что после 10 градусов мороза завести его можно было только буксиром, – вспоминает бывший водитель «заказного» автобуса. – Я был единственным водителем, который в этой машине хотя бы проверял масло. Мой сменщик был настроен исключительно на зарабатывание денег.

«Лысая» резина, второсортные запчасти, несвоевременный ремонт – так некоторые относились к машинам, которые возят людей на дальние расстояния. Автобусы в целях экономии заправляют на «левых» АЗС топливом сомнительного качества. И никто из пассажиров не застрахован от того, что машина в сильный мороз заглохнет где-нибудь на безлюдном шоссе посреди леса.

Именно качество топлива стало первопричиной увольнения собеседника Tverigrad.ru. После заправки второсортным дизелем у автобуса сломалась топливная система, предприниматель оценил ремонт в 90 тысяч рублей. «Те, кто на машине работал, должны мне деньги за ремонт. А теперь посчитайте, должен я вам зарплату или нет?» – цитирует своего бывшего руководителя экс-водитель.

– Поначалу я пытался бодаться, требовать зарплату, но потом понял, что это бесполезно, – продолжает описание конфликта с начальником водитель. – При этом факт поломки никак не доказан. Он мне в открытую задал вопрос: «Ну ты как, деньги-то собираешь на топливную систему?». Всё это звучало в духе «предъяв из девяностых».

Посыльные из водителей

После ДТП 2014 года губернатор Андрей Шевелев потребовал проверить легальность «заказных» маршрутов. Проверка закончилась тем, что автобусы просто переехали со старой стоянки на новую – через дорогу от «Карусели» к гостинице «Турист». Здесь они живут и процветают, а также открывают новые горизонты бизнеса.

Совсем недавно представители «заказных» перевозок начали оказывать новые услуги, взяв на себя функции компаний по доставке корреспонденции и товаров от начального пункта до конечной остановки. Вероятно, существует определенная тарифная сетка.

Что лежит в посылке, кто ее отправляет и принимает, никак не контролируется.

– Все посылки непонятного содержания и назначения. Это можно увидеть каждый день: утром, днем, вечером. Человек подходит к «посадчику», который ходит рядом с автобусами в синей форме с надписью «Автоэкспресс», и договаривается с ним, – рассказывает собеседник Tverigrad.ru. – «Посадчик» просто передает водителю посылку и говорит, что ее встретят. Никаких денег я за это ни разу не получал.

В посылке может быть всё что угодно: детская игрушка, бутерброды, ценные бумаги, наркотики и даже бомба с часовым механизмом, который сработает где-нибудь на оживленной городской улице. И никто не узнает, что за человек был отправителем…

Вихри антитеррора

Сейчас требования к антитеррористической безопасности крайне высоки. Пункты посадки пассажиров должны строго охраняться лицензированным ЧОПом по периметру, в помещении должны быть установлены система видеонаблюдения, рамки-металлодетекторы, должен быть дежурный врач и кабинет медика. Автовокзалы являются стратегически важными объектами.

Ну а что мы видим на посадочных пунктах межмуниципальных маршруток? Мы видим киоск-кассу с билетером и стоящие рядом под открытым небом автобусы. А в некоторых случаях посадочные пункты – это и вовсе чистое поле.

– Пассажиры не разбираются, на чем им ехать. Для них главное, чтобы доехать до своей остановки быстрее. Они не думают о своей безопасности. Задача государства в данной ситуации заключается именно в том, чтобы обеспечить пассажиру не только комфортную, но и безопасную поездку, – говорит специалист по транспорту, создатель проекта «Лаборатория Удобный город» Александр Егоров. – В этом, кстати, преимущество автобусов большой вместимости. Они хоть и медленнее передвигаются, но уровень безопасности в них значительно выше.

Летучий голландец

Помимо всех вышеперечисленных нарушений есть и случаи совсем вопиющие. Яркий пример – маршрут, полностью дублирующий муниципальный маршрут Тверь – Бурашево. Этого автобуса вообще не должно существовать. Несколько раз сотрудники Госавтоинспекции останавливали его для проверки, при которой выяснялось, что разрешающих документов у водителя нет. В одном случает инспектора обнаружили, что за рулем сидит водитель, не имеющий прав.

Интересен здесь не только этот факт, но и график работы. Расписание «нелегала» всего на пару минут отличается от расписания «казенного» автобуса. Опережая муниципала, он подъезжает первым на остановочный пункт, где забирает пассажира. И всё бы ничего, да только у социально защищенных людей возникают проблемы – ЕСПБ здесь не действует.

Похожая ситуация нечистоплотной конкуренции прослеживается не только на «бурашевском» маршруте, но и на ряде других направлений.

Дважды предпринимателя, на которого зарегистрирован «нелегал» из Бурашево, штрафовали на 5 тысяч рублей – таково в этом случае наказание за перевозку пассажиров без карты маршрута. Врио заместителя начальника управления Государственного автодорожного надзора по Тверской области Валерий Морозов пояснил, что этот автобус полностью нелегален, но убрать его с линии не представляется возможным. Предприниматель продолжает работать на маршруте, потому что доход с лихвой окупает штрафы. Предпринять какие-либо другие меры не позволяет законодательство.

Между тем в Москве нашли выход из ситуации и приняли закон, согласно которому нелегальные автобусы отправляют на штрафстоянку на время разбирательства. Поэтому то, как сложится дальнейшая судьба борьбы с теневыми перевозчиками, зависит от региональной власти.

Война за пассажира

Такая же ситуация с «выдавливанием» государственных перевозчиков происходит и на других маршрутах. В минтрансе считают, что это серьезная проблема.

– В результате данного вида деятельности официальные перевозчики несут колоссальные убытки и находятся на грани банкротства, – рассказал Tverigrad.ru министр транспорта Тверской области Игорь Павлов.

Глава ведомства объяснил, что выполнение большинства рейсов «заказных» перевозок зачастую осуществляется за 10-15 минут до рейсов автобусов, следующих по регулярным маршрутам перевозок и отправляющихся с Тверского автовокзала. Таким образом, «заказные» перевозки оттягивают на себя основной пассажиропоток, что становится причиной банкротства автотранспортных предприятий.

Конкуренция – это, разумеется, хорошо. Она заставляет поставщика услуг идти в ногу со временем. В идущей в Тверской области войне за пассажира сражение за сражением пока выигрывают «заказные» автобусы.

– Вне зависимости от количества пассажиров муниципальное предприятие вынуждено платить зарплату персоналу, тратиться на горюче-смазочные материалы, на обслуживание, на диагностики, на страховки. Это постоянные расходы, которые не снижаются. И когда нелегальные автобусы забирают пассажиров у муниципалов, то они фактически ставят муниципальное предприятие в предбанкротное состояние, – уверен специалист по транспорту Александр Егоров.

Вместе с тем исполнительный директор НП «ТАС» Владимир Густов утверждает, что борьба за клиента проходит именно в рамках здоровой конкуренции.

По его мнению, муниципальные автотранспортные предприятия не готовы оказывать качественную услугу, а в их бедственном положении чаще всего виноваты сами власти.

– У нас когда есть на кого свалить вину, всегда ее и валят. В данной ситуации крайними оказались «заказные» перевозки, – уверен Владимир Густов. – Если же МУПы пользуются поддержкой, то предприниматели за свой счет пытаются оказывать транспортные услуги, сами покупают машины. Сейчас все машины на линии не старше трех лет.

Маршрут заказан – кто возит пассажиров

Доминирующая часть автопарка муниципальных перевозчиков – автобусы большой вместимости. В связи с этим затраты предприятия значительно выше, чем при обслуживании автобусов малой вместимости.

Контролеры и информаторы

Что же делать? Ведь есть контролирующие органы, которые должны выполнять свои функции в полном объеме. Однако с объемами явные проблемы. Определенные меры, конечно, принимаются, но в итоге оказывается, что их недостаточно. На каждое новое ограничение недобросовестные перевозчики находят лазейку в законе.

Собеседник Tverigrad.ru не исключает и присутствие неких коррупционных схем в бизнесе пассажирских перевозок по Тверской области.

– Бывали случаи, когда к нам подходили «посадчики» и предупреждали, чтобы мы не брали в этом рейсе «левых» пассажиров, – признается наш экс-водитель «заказного» автобуса. – То есть мы от «Туриста» до Речного в принципе не останавливаемся, потому что на Речном нас проверяют. А после как раз и начинается работа, в которой я заинтересован, потому что мне нужно семью кормить. И вот нас предупреждают о проверках. С ноября до начала февраля меня предупреждали два раза. А откуда к ним приходит эта информация – одному богу известно.

На этом фоне вспоминается недавний громкий судебный процесс в отношении трех сотрудников УГАДН, один из которых – бывший заместитель руководителя ведомства. По материалам проверок ФСБ и МВД было возбуждено уголовное дело. Согласно данным следствия, сотрудники брали взятки, помогая избежать предпринимателям ответственности за нарушения при оформлении документов.

Надзорное ведомство работает, но зачастую руки связаны действующими законами, и предпринять кардинальные меры довольно затруднительно. Даже жалобу подать бывает непросто.

– Кассы продают билеты и заключают с пассажиром только договор фрахтования, ни за что ответственности они не несут. Поэтому пассажирам надо самим смотреть, в какие машины они садятся, – объяснил Tverigrad.ru врио замчальника УГАДН по Тверской области Валерий Морозов.

После кадровых перестановок в областном правительстве начинается новый виток борьбы с «неправильными» перевозками. На этой волне губернатор уже дал поручение привести в порядок Привокзальную площадь, освободив ее от сторонних перевозчиков. Более того, в недавнем интервью ТАСС Игорь Руденя заявил, что жизненно важные сферы в регионе должны контролироваться именно муниципальными предприятиями. Прежде всего глава региона имел в виду жилищно-коммунальный комплекс, но нельзя исключать, что межмуниципальные пассажирские перевозки также являются стратегически важными для развития региона.

 

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*