Профилактика детского суицида
Что такое суицид? Суицид – это самоубийство, то есть целенаправленное, как правило, добровольное и самостоятельное лишение себя жизни. Самоубийство может совершать один человек, но могут и несколько человек сразу (например, в 90-х годах прошлого века попытку совершить массовое самосожжение предпринимало сообщество «Белые братья» в Киеве).
Руководитель отдела экологических проблем и социальных проблем психического здоровья Центра им. В.П.Сербского Борис Положий отмечает, что по итогам 2010г. Россия находилась на 6-м месте в мире по количеству самоубийств (23,5 случая суицида на 100 тыс. населения). При этом, по его словам, среднемировой уровень составляет 14 случаев на 100 тыс. населения, а критический уровень, принятый Всемирной организаций здравоохранения, — 20 случаев на 100 тыс. Согласно статистике за 20 лет в России покончили жизнь самоубийством 800 тыс. человек. Такую статистику Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии имени Сербского собирал с 1990 по 2010гг.
О помощи по поводу свершившегося суицида писалось и говорилось много. Существует масса методик, техник, лекарственных препаратов и реабилитационных программ. Но это борьба с последствиями.
Давайте задумаемся над тем, что мы, как взрослые, можем сделать для предотвращения детских самоубийств?
Во-первых, необходимо признать проблему существования детского и подросткового суицида. Он есть. Он существует. И если будем о нем стыдливо умалчивать или, что еще хуже – скрывать, то он будет только расти.
Во-вторых, необходимо осознать, что близкие люди могут в силу жизненных обстоятельств оказаться в «группе риска».
В-третьих, занимаясь и развивая своего ребёнка, необходимо готовить его не только к победам, но и к умению достойно переживать поражения («уметь держать удар», отрабатывать психологические защиты). Готовить ребенка с раннего возраста надо не только к поступлению в школу, но и к выходу в жизнь, как бы пафосно это не звучало.
В-четвертых, понять, что суицид крайне редко бывает спонтанным. Это для родителей ребенок уходит из жизни внезапно, а на самом деле самоубийству предшествует «процесс подготовки», который чаще проходит незамеченным для окружающих. Либо окружающие видят, но надеются, что «пройдет само».
Кто может входить в «группу риска», на кого имеет смысл обратить пристальное внимание:
– Совершавшие попытку самоубийства;
– Подростки не умеющие понимать и выражать свои чувства, объяснять свои переживания;
– Молодежь с нарушением межличностных отношений, “одиночки”, злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
– Сверхкритичные к себе;
– Подростки с двойственностью ощущения своего места в мире: с одной стороны — уже не ребенок (одолеваемый взрослыми желаниями и страстями), а с другой — абсолютно бесправный и полностью зависящий от семьи (которая в эту пору становится для него менее значимой, чем общество сверстников);
– Подростки с максимализмом оценок и приговоров — и себе, и окружающим, а вместе с тем, неспособностью прогнозировать последствия своих действий.
– Страдающие от недавно испытанных унижений или трагических утрат (смерть близкого, особенно первый год после утраты), развод родителей;
– Подростки, фрустрированные несоответствием между ожидавшимися успехами в жизни и реальными достижениями;
– Страдающие от болезней или покинутые окружением.
– И, конечно же, несчастная любовь.
На что стоит обратить особое внимание. Что может быть признаками надвигающегося суицида.
Как правило, будущий суицидент сообщает о своём состоянии как минимум одному человеку. Нередко это носит форму завуалированного или прямого предупреждения о суициде.
Настроение чаще грустное (может быть и раздражительным).
Изменяется аппетит (обычно снижается).
Изменяется отношение к учёбе. Обычно подросток перестаёт интересоваться своей успеваемостью, часто просто не посещает занятия.
Нередко происходит потеря интересов, хобби. Менее интенсивным становится общение с друзьями.
Подросток перестаёт строить планы на будущее, интересоваться новыми возможностями (от поступления в вуз до места проведения каникул).
Часто будущие суициденты перестают следить за собой или, наоборот, резко меняют имидж. Например, девушки обрезают длинные волосы, перестают следить за своим весом; юноши, вообще, могут перестать причёсываться и мыться.
Подросток проявляет постоянный интерес к музыке и книгам, в которых, так или иначе упоминается смерть.
Раздаривают свои вещи, раздают долги, просят прощения за когда-то причиненные обиды (если это началось, значит все готово и скоро может произойти).
Разговоры о смерти.
Прямые угрозы покончить с собой.
Что можно сказать о профилактических мерах?
Во-первых, нужна комплексная общегосударственная программа и нужно отдавать себе отчет, что она затронет все стороны жизни ребенка – его физическое, умственное и социальное развитие. Чтобы развитие ребенка находилось под постоянным вниманием опытных взрослых.
Во-вторых, имеет смысл создать сеть центров, которые несли бы на себе функции как консультативные, так и учебно-методические. Причем данные центры должны заниматься не только с детьми, но и в обязательном порядке с родителями. Возможно, создание этих центров при школах и родители будут не только на собраниях присутствовать, но и получать помощь в вопросах воспитания.
В-третьих, наладить цепочку взаимодействия родитель – школьный психолог – ЦКС.
В-четвертых, включить в систему подготовки школьных психологов работу с кризисными состояниями.
Об уже проводимой работе по профилактике суицидов можно сказать следующее:
Начиная с 2000г, существует тренинговая группа для детей и подростков на базе Центра Кризисных Состояний Филиала «Детство» Областной психиатрической больницы (бывшая ПБ №5), проводящаяся в измененных условиях существования – в лесу. За прошедшие годы нами (Машков А.В. – психотерапевт, Тимченко И.В. – психолог) накоплен опыт десятков походов. Цели, которые мы ставим, начиная каждый тренинг-поход, преследуются различные в зависимости от состава группы. В частности: повышение стрессовой и кризисной толерантности, повышение самооценки, повышение чувства ответственности за свои действия и выработка готовности к творческому освоению мира, повышение коммуникативной компетентности, повышение уровня социально – бытовой организации. Но главная – это, пожалуй, умение нести ответственность за себя, за свои слова и поступки, предвидеть возможные последствия.
Кроме того на базе Центра Кризисных Состояний существует группа по работе с родителями. Мы считаем, что спокойный, уравновешенный родитель – спокойный, уравновешенный ребенок. В этой группе мы помогаем родителям получить новые инструменты воспитания детей, позволяющие семье стать более счастливой, что в свою очередь тоже является профилактикой суицида.
Статью подготовил Антон Машков, заведующий Центром кризисных состояний филиала «Детство» СОКПБ.