Автопродажи исчерпали ресурс господдержки

Продажи грузовиков и LCV сократились на 2,3%

  • 1

Продажи легких коммерческих автомобилей (LCV) и грузовиков в первом квартале не смогли удержаться в плюсе, показав снижение в пределах 2,3%. При этом помесячная динамика продаж отличается, и реализация LCV, например, еще в феврале росла на 1,9%, но в марте сегмент показал падение сразу на 8%. Источники “Ъ” связывают это в том числе с исчерпанием средств господдержки на программу льготного лизинга к началу весны. Продажи грузовиков, впрочем, падают уже второй месяц подряд примерно на 5%. В целом на рынке говорят о сокращении покупательской активности, в частности на фоне отсутствия крупных проектов.


Рынок новых легких коммерческих автомобилей (LCV) в марте 2019 года снизился на 8%, до 8,6 тыс. штук, подсчитали в «Автостате». По итогам первого квартала сегмент LCV также показывает падение, но только на 2,3%, до 23,8 тыс. штук.

Лидер сегмента группа ГАЗ в марте снизила реализацию на 11,2%, до 3,8 тыс. штук, аналогичная динамика у УАЗа — на 4,5%, до 1,3 тыс. штук. Ford, который недавно принял решение сохранить только этот сегмент в России, наоборот, нарастил продажи на 9,8%, до более 1 тыс. штук. Продажи Lada в марте упали на 5,9%, до 842 штук, а Volkswagen нарастил реализацию на 14%, до 456 машин.

Также «Автостат» подсчитал, что рынок новых грузовиков за три месяца упал на 2,1%, до 17,6 тыс. штук, а в марте — на 5,5%, до 6,7 тыс. штук. За прошедший месяц лидер рынка грузовиков КамАЗ вопреки динамике рынка показал рост продаж на 7,3%, до 2,5 тыс. штук. На том же уровне нарастили продажи и в Volvo — на 7,6%, до 582 штук. Бренды линейки Traton AG показали падение продаж двукратными темпами: реализация Scania сократилась на 21,3%, до 391 штуки, MAN — на 20,2%, до 375 штук. Продажи грузовиков Isuzu упали на 23,2%, до 261 штуки. В феврале продажи грузовиков упали на 5,1%, до 5,7 тыс. машин, в январе, наоборот, росли на 6,6%, до 5,2 тыс. единиц.

По итогам 2018 года рынки LCV и грузовиков росли в пределах 3% (см. “Ъ” от 17 января)

Статистика «Автостата» расходится с данными концернов, так как основывается на данных о регистрациях автомобилей. Источники “Ъ”, в частности, указывают, что, как правило, от момента продажи грузовика до его регистрации проходит от одной до нескольких недель из-за различных надстроек на базе автомобиля. При этом данные отражают общие тренды рынка. На расхождение в данных указывают, например, в группе ГАЗ, отмечая, что «Автостат» не учитывает продажи спецтехники. По данным АЕБ, продажи ГАЗа в марте снизились на 1%, до почти 5 тыс. штук, в первом квартале — на 2%, до 11,4 тыс. штук.

В марте дополнительный отрицательный эффект на продажи оказало сокращение программ господдержки спроса, полагает источник “Ъ” на рынке.

Как писал “Ъ” 12 марта, бюджетные деньги, выделенные на субсидирование лизинга коммерческой техники, закончились к началу весны. В среднем на программу приходилось 80–90% всех продаж коммерческой техники в лизинг, при этом в сегменте LCV на лизинг в целом приходится около 40–45%. Еще в феврале, по данным «Автостата», рынок LCV рос на 1,9%, до более 8 тыс. штук, в январе продажи сократились на символические 0,1%, до примерно 7 тыс. штук.

Другой собеседник “Ъ” на рынке отмечает, что снижение господдержки происходит на фоне ухудшения макроэкономических факторов.

Потребители коммерческого транспорта перестают вкладывать средства в развитие бизнеса из-за высокой степени неуверенности в экономических перспективах, продолжает он. В итоге, говорит он, потребители «придерживают» инвестиции в парки, чтобы иметь финансовую «подушку» про запас.

Также источник “Ъ” говорит о спаде в обрабатывающей и прочих отраслях промышленности, генерирующих высокую добавленною стоимость.

Дополнительно усложняют ситуацию и снижают покупательскую активность, по его словам, рост ставок по кредитам и повышение НДС с 1 января 2019 года (ускорение инфляции и снижение покупательской способности населения).

Как прибыль Toyota и Daimler показала падение

Российский авторынок в целом не проявлял высокой активности в первом квартале 2019 года, говорит глава автодилера «Автоспеццентр» Денис Петрунин: «Это отразилось как на продажах легковых автомобилей, так и на сегменте LCV». По данным АЕБ, в марте продажи легковых и легких коммерческих автомобилей вернулись в плюс после первого за почти два года падения месяцем ранее. На рынке LCV сегодня происходит коррекция объемов продаж между производителями, продолжает господин Петрунин, и в целом общий спад продаж коммерческого транспорта, который отмечается с начала года, связан с отсутствием активности малого и среднего бизнеса (основной покупатель LCV) из-за отсутствия крупных проектов, таких как ЧМ по футболу, ФИФА, Олимпийские игры и др. Заместитель директора департамента корпоративных продаж «Авилона» Андрей Гусев также говорит о перераспределении долей между концернами в сегменте LCV: приостановка производства Mercedes Sprinter Classic в РФ вызвала рост продаж автомобилей Ford Transit, так как эти две модели находились в одной ценовой группе. Кроме того, у Mercedes Sprinter произошла смена модельного ряда, что могло послужить причиной перераспределения долей и увеличения спроса на близкую по техническим характеристикам модель Volkswagen Crafter, отмечает господин Гусев. Этот фактор будет влиять на динамику продаж в течение всего 2019 года, полагает он. В «Авилоне» отмечают и эффект от сокращения господдержки.

В КамАЗе динамику рынка называют ожидаемой на фоне нехарактерного с точки зрения продаж 2018 года.

В компании поясняют, что традиционно основная часть продаж приходится на второе полугодие, но в прошлом году именно в первой половине года были крупные инфраструктурные проекты, например, строительство Крымского моста, чемпионат мира по футболу. Рост своих продаж в концерне объясняют, в том числе, корректировкой после «нетрадиционного» падения продаж во втором квартале: «Тогда КамАЗ терял в доле рынка, сейчас мы ее, наоборот, наращиваем».

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting также полагает, что динамика продаж предсказуемая коммерческой техники предсказуема, но говорит о неопределенности правил и сокращении господдержки, ухудшении условий кредитования (прежде всего, для малого и среднего бизнеса), а также удорожании техники.


Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*