Анна Межова известна многим как учредитель благотворительного фонда «Нижнетагильский городской родительский комитет».
В сентябре планирует отдать в первый класс младшую дочь Антонину.
О проблемах, которые ее беспокоят, она рассказала корреспонденту газеты «Тагильский рабочий».
– Анна, у вас в семье растет будущая ученица. Расскажите, как вы готовитесь к школе?
– Это третья дочь, которую я готовлю к первому классу. Конечно, сейчас еще до школы нужны базовые знания – правильно считать, писать. Я, наверное, из тех мам, которые не сильно сосредоточены на этом. Больше обращаю внимание на общее развитие детей.
Старшая дочь занималась танцами, средняя – художественной гимнастикой, младшая ходит в музыкальную школу. По общему школьному образованию в детском садике есть определенная подготовка, и мы считаем, что этого достаточно для первого класса. Главное, чтобы было интересно учиться и узнавать новое.
– Анна, с 1 апреля на Госуслугах стартует запись ребенка в первый класс. Будете сидеть всю ночь на сайте?
– Вначале нужно определиться. У меня трое детей – и все совершенно разные. Конечно, к выбору школы нужно подходить основательно.
Понимаю, что для каждой матери это будущие министры, профессора, президенты. Но если смотреть правде в глаза…
У меня по прописке идет гимназия № 18. Две старшие дочери там учатся.
Мы не отличницы, но хорошистки. А младшая в связи с состоянием здоровья не потянет гимназию. Есть там определенные требования в образовательном процессе, а ей нужна немного другая программа. И у меня возникает вопрос: «Куда отправить ребенка, в какую школу?»
С этого года рассчиталась, чтобы вплотную заниматься ребенком – возить, сопровождать в начальную школу.
Отдавать слабого ребенка в хорошую гимназию, потом ждать каких-то результатов – это в первую очередь навредит ему.
И не понимаешь, в какую школу пойти. Для коррекционной она слишком умная, в гимназии ей будет тяжело. Ищем золотую середину.
– Может, пойдете в обычную школу?
– Смотрела школу № 44. Но нам нужен коррекционный класс. Сейчас есть инклюзивное образование.
Мы с инклюзией работали в своей организации, и я здраво смотрю на вещи.
Проходишь ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию. – Прим. авт.), назначают программу обучения.
Она зашифрована в цифрах, и педагоги это прекрасно знают. По ней нужно обучать.
Но когда ребенка с особенным развитием здоровья определяют в общий класс в 30 человек, и он единственный должен учиться по этой программе, а остальные идут по другой, то учителю это физически тяжело.
И получается, что особенному ребенку недодадут то, что надо. А по итогу месяц или два, и он выйдет в общую программу, по которой учатся все 29 человек.
Как бы ни говорили, что у нас во всех школах есть инклюзия и тьюторство (сопровождение особенных детей), на самом деле здесь все сложно. Столкнулась на собственном опыте и считаю, что это проблема.
К примеру, есть коррекционный класс в школе № 71. Это далеко от нашего дома. Я проживаю в центре города, у меня нет автомобиля, и осознаю, если туда записаться, будет очень неудобно добираться.
Намучаемся с дочкой переездами из дома в школу, особенно в зимнее время года. Она тяжело переносит дороги, для нее это стресс.
Я не одна такая мать, на самом деле много родителей с особенными детьми. Существуют целые группы в соцсетях – дети-инвалиды.
Все матери собираются, начинают обсуждать, в какую школу записать ребенка.
– Анна, вы согласны, если особенных детей объединяют в общий класс, то возможен конфликт с другой стороны?
– Мы сталкивались в детском саду с этой проблемой. Сейчас по сравнению с тем, как было семь лет назад, отношение к особенным детям стало мягче, потому что воспитанников определенно настраивают. Да, жестокая реакция идет со стороны детей в школах, порой узнаешь страшные вещи.
У меня студия, и мы занимались с такими детьми. Логопеды, дефектологи подготавливали к школе коррекционных малышей. Был конфликт со взрослыми людьми, которые арендовали помещение рядом. Они не хотели видеть таких детей даже на этаже.
– Да, соглашусь, проблема с обучением особенных детей существует.
– Сейчас я разыскиваю преподавателя по подготовке к школе. Надеемся на лучшее. Сейчас много таких деток, как у меня. Они в этом не виноваты. Из нашей группы несколько детей пошли в первый класс. Трудно, родители с ними мучаются. Но как занимается ребенок в обычной школе, имея определенное заболевание? Учится не ребенок, а папа или мама.
С коррекционником придется посидеть с домашними заданиями, но учиться за дочь я не хочу. Но если в обычный класс попадем, скорее всего, так и произойдет.
– Анна, вы говорили, что Антонина сейчас занимается в музыкальной школе. Получается ли у нее?
– Антонина учится играть на домре в музыкальной школе № 1. Ей очень нравится. Она плохо разговаривает, но здесь с радостью все учит. Ноты знает – и пропоет, и проиграет. С сольфеджио справляется. После рассказывает об уроке, и я частично понимаю, что они смотрели мультфильм про музыкальный инструмент.
Дополнительно ходит на вокал. Вроде какие-то слова пропевает, но некоторые все равно проглатывает. Поняли, что у ребенка есть слух, и решили развивать ее в этом направлении.
***
Мы увиделись с дочкой Анны Межовой перед публикацией. Приветливая, немного застенчивая девочка рассказала, что у нее есть две сестренки – Вика и Надя. А еще вместе с ними живет собака по кличке Буля.
Как заметила Анна, когда Тоню просят проговорить слово «свинья», она отвечает просто: «Пеппа» или «Хрю».
Ее ругают, но это обычное ассоциативное мышление – ребенок подбирает слова, схожие по смыслу названному. Отличное умение для человека, который увлечен творчеством.
Надеемся, что Антонина будет получать хорошие оценки в школе и добьется немалых побед в музыкальных и песенных конкурсах.