Такая вот «Жалейка»

Для фольклорного ансамбля «Жалейка» минувший 2018 год выдался непростым. Не все сбылось, о чем мечталось, но на фестиваль-конкурс все-таки удалось съездить, хотя и не в ту страну, о которой думали. Вместо Испании оказались в Грузии.

О том, как это получилось, как там относятся к русским народным коллективам и о многом другом нам рассказал руководитель «Жалейки» Сергей ИГНАТОВ.

– Мы съездили на международный конкурс в Грузию, который проводил испанский фестивальный комитет. Название фестиваля и в Испании, и в Грузии одно – «Фиесталония», поэтому ранг и статус грузинского конкурса нисколько не ниже. А вот соперники в основном нам достались местные, грузинские коллективы. Хотя были ансамбли из Казахстана, Азербайджана. Не попали в Испанию чисто по финансовым обстоятельствам: цена на билеты в Барселону оказалась неподъемной. Спонсоры, конечно, помогли. А мы стали не просто призерами – лауреатами и обладателями первой премии Международного конкурса «Fiestalonia Georgia 2018».

Сказать, что нас принимали хорошо, значит ничего не сказать. Принимали с предельным уважением, гостеприимством, дружественно. И доброе отношение чувствовалось везде: от организаторов конкурса, служащих отеля, участников до жителей, с которыми общались.

Приведу пример: решили прогуляться по Тбилиси, спросили местного жителя, как добраться до нужного места, так он не просто объяснил, а отвел в метро, вместе с нами доехал до места, довел, куда нам было нужно. На мои слова, что не стоило нас так далеко провожать, ответил: «Не мог же я вас оставить, раз взялся помочь». Да еще подарил карточку на метро, чтобы в дальнейшем нам не тратиться.

Ездили на экскурсии в Мцхету, Боржоми. Везде доброе отношение, очень много русских туристов. В центре Тбилиси везде слышна русская речь. Абсолютно безопасный город, даже намека на криминал не ощущается. Интересная особенность: вечером обратил внимание на отсутствие в припаркованных авто мигающих диодов сигнализации. Спросил, и оказалось: никто не закрывает автомобили и не устанавливает сигналки.

Общались с коллективами из других стран. Сильные впечатления от самодеятельного коллектива – хора шахтеров из польского Любина. Сорок семь человек. Сначала услышал на репетиции, думал, профессионалы из консерватории или филармонии. Общались с ними и в отеле, и на фестивале. И тоже – доброжелательность, отзывчивость.

Большая делегация была из Греции, из Солоников. Интересный факт: все, и даже дети, хорошо говорят по-русски. Это иммигранты из еще советской Грузии, но приоритетным и обязательным считают знание русского языка.

– В прошлом году в Нижнем Тагиле проходил первый музыкальный форум имени Привалова. Что вы думаете об этом, о значимости таких форумов, посвященных народной музыке и ее хранителям?

– Детям, в основном, имя Привалова незнакомо. А для музыкантов-народников, естественно, как и Андреев, это хрестоматийные имена. Их изучали в музыкальных школах и музучилищах, вузах. А Привалова еще и как классика и автора переложений для народного оркестра. Для меня он интересен и как популяризатор гуслей. Я их использую во всех составах «Жалейки»: и гусли звончатые, и гусли шлемовидные. Видел записи приваловского фестиваля в Интернете, в публикациях друзей, так как сам в это время не был в Нижнем Тагиле. Потрясающие коллективы. Андреевский оркестр видел живьем еще в далекой юности и жалею, что не увидел у себя дома. С «Аюшкой» у меня дружба уже тридцатилетняя .

А нужны ли такие форумы? Даже одного раза в год мало. Нужно и фестивали проводить, и конкурсы. Народные инструменты забываются. Знают только балалайку, баян, немного домру и путают ее с домБрой. Из народных певцов вообще никого не знают. Слушают Кадышеву с ее «Золотым кольцом», но она не в счет. Слушают Бабкину, но настоящее ее искусство было только в раннем творчестве. Слава богу, что Пелагея есть, и то узнавать ее стали после «Голоса».

Народные инструменты нужно изучать. А какая зарплата у педагога музыканта? У меня во взрослой «Жалейке» играет Олег Синягин, один из лучших балалаечников в городе и области. Оканчивая консерваторию, стал лауреатом международного конкурса в Испании. Но он отказался от музыкальной профессии в Нижнем Тагиле: город не может предложить талантливому музыканту достойную зарплату и работу.

А как стимулировать ребенка обучаться на инструменте? Показывать хороших музыкантов. Почаще и с интересным репертуаром: Архиповского, «Терем квартет», «Аюшку», Циганкова. Да тагильскую «Рябинку». Все это и называется – патриотическое воспитание. У нас же только военно-патриотическое воспитание.

У музыкальных коллективов и ансамблей народных инструментов, в частности, детских, самодеятельных, при дворцах, школах должна быть сцена во всех смыслах. У нас в городе два конкурса – «Уральский хоровод» и «Прекрасен наш союз». Хорошо, но мало. Было бы еще замечательно, чтобы эти конкурсы давали возможность хотя бы победителям ездить на международные конкурсы, всероссийские. Просто оглашение победителей и вручение дипломов разной степени не влияет на рост и стремление к большему. Финансовой поддержки от этих конкурсов нет. Чтобы поехать куда-либо, нужно и спонсоров поискать, и родителей убедить раскошелиться на поездку. «Жалейке», например, помогли не равнодушные к творчеству руководители местных предприятий: Игорь Бабин, Александр Коршаков, Станислав Бойко и Сергей Перезолов. А еще письма на предприятия Нижнего Тагила с просьбой помочь коллективу писали заместитель главы администрации города Валерий Суров и начальник управления образования администрации города Татьяна Удинцева.

А что скажут юные тагильчане, выступающие в одном из составов «Жалейки»?

Алена АСХАТОВА:

– Наш ансамбль народных инструментов «Жалейка» лицея №39 очень много выступал в Нижнем Тагиле, Екатеринбурге, а в этом году пригласили на международный фестиваль-конкурс «Fiestalonia Georgia». Наша группа состояла из семи участников и руководителя. Всего в фестивале приняли участие 35 коллективов из 9 стран, таких, как Польша, Чехия, Украина, Азербайджан, Китай, Латвия, Грузия, Греция и Россия.

Грузия нас встретила теплой погодой. В аэропорту встречал дядя Миша – водитель автобуса, который потом возил нас на все мероприятия. На фестивале мы исполняли два произведения: «Смоленский гусачок» и «Ах ты, береза». Нам долго аплодировали и даже кричали «Браво!» Заняли первое место, несмотря на то, что все группы имели музыкальное образование, кроме участников «Жалейки».

Ваня ЕВДОКИМОВ:

– Мы путешествовали по старому городу Тбилиси. Посетили много старинных мест, бани, которые все еще работают. Все были восхищены природным водопадом в центре города, посетили памятники поэтов, ученых. Увидели пристроенные «грузинские балкончики», побывали на площади Свободы — главной площади Тбилиси.

Вика ГЕФНЕР:

– В Грузии мы посетили несколько храмов. Они были красивые. Экскурсовод рассказывал все очень интересно! Также мы были в Боржоми. Там гуляли в парке, пили минеральную воду. Люди в Грузии очень дружелюбные! Мне очень понравилось кататься на фуникулере – это было захватывающее приключение. Вид из окна был великолепный! Нам понравилось в Грузии, мы бы еще туда вернулись.

Лева БЕЛИНОВИЧ:

– В один из дней в Грузии мы посетили ее древнюю столицу – Мцхету. Для меня это один из красивейших городов, которые видел. У него богатая история и прекрасная архитектура. Мы посетили часовню святой Нино и место слияния рек Арагви и Куры, которые описал в своих стихотворениях Михаил Лермонтов. Было очень интересно узнать об истории и культуре Грузии.

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*