Станет ли «Ханума» «жемчужиной репертуара»?

Год театра в Нижнем Тагиле начался февральской премьерой спектакля «Ханума» в Нижнетагильском драматическом театре имени Д. Н. Мамина-Сибиряка. И его создатели сразу же заявили: «Этот водевиль, яркий, как тифлисское солнце, сочный, как кавказская хурма, острый, как грузинская аджика, станет одной из жемчужин нашего репертуара!»

Первые отзывы публики – восторженные. Хотя некоторых поначалу смутила тагильская Ханума: вместо умудренной жизненным опытом, в чем-то циничной, не упускающей свою выгоду, по сути, одинокой возрастной дамы на сцене появилась молодая статная красавица, способная составить конкуренцию большинству из тех невест, которых она, как сваха, должна была удачно пристраивать замуж. И здесь уже не будут органично звучать слова из песни свахи, известной по телепостановке 1978 года: «Ведь я уже не молода» и «Мне меньше лет, чем Гулико, но я постарше Соны. Мне до Венеры далеко…»

Так что труднее всех, пожалуй, в новом спектакле Ирине Цветковой, сыгравшей Хануму. Сильная, властная, яркая, с установкой: «Сваха я. Для меня все равно – что мужчина, что женщина, как для купца – что мужской отрез, что дамский – лишь бы подороже с рук сбыть», ее героиня должна только к концу спектакля вспомнить о том, что она сама интересная женщина и готова выйти замуж. А это сделать непросто, когда и внешность яркая, и натура страстная, и вокруг страсти кипят.

Конечно, сравнение с классической постановкой Георгия Товстоногова, музыкальным спектаклем Ленинградского Большого драматического театра неизбежно. Созданный в 1972 году и записанный для телевидения в 1978-м, он слишком хорошо известен всем. Режиссер тагильского спектакля, художественный руководитель драматического театра Игорь Булыгин, сам поклонник той постановки, отметил, что материал «до боли всем знаком» и тагильчане не копировали Товстоногова. По словам Игоря Булыгина, поставить яркую, веселую музыкальную комедию по известной пьесе Цагарели он хотел давно, но каждому спектаклю свое время, и должны были совпасть желание режиссера, возможности артистов и потребности зрителей.

А первые зрители, повторюсь, на восторги не скупились, особенно повезло с лестными отзывами Таисе Краевой в образе свахи-соперницы Кабато, Василию Мещангину, сыгравшему Акопа, и Алексею Карпову, перевоплотившемуся в князя Вано Пантиашвили. Как отметила одна из зрительниц, педагог, не пропускающая ни одной премьеры, такие роли – подарки актерам, можно показать все свои возможности и таланты: петь, танцевать, весело хулиганить на сцене. И настроение после спектакля очень светлое, легкое, такого, к сожалению, у театралки давно уже не было.

Смотрины  купеческой дочки – невесты князя

Кстати, в отличие от спектакля «12 стульев», который тагильчане долго и бурно обсуждали, так как у одних зрителей он вызвал восторг, а у других негодование, «Хануму» публика приняла однозначно хорошо. Нет, не равнодушно, просто более спокойно, хотя и его сравнивали как с самим произведением, так и с известным фильмом, ставшим классикой. Большинство ответов зрителей простые и четкие: «Понравилось!». На вопрос: «Что именно понравилось?», отвечали так: «Ярко, смешно, весело», «Добрый спектакль», «Актеры классно играют», «Не спектакль – фейерверк», «Атмосфера хорошая», «Танцевать захотелось»…

В спектакле звучит знакомая всем музыка Гия Канчели, но в аранжировке Вадима Шосмана она кажется вполне современной, не теряя при этом своего колорита. Балетмейстер Анатолий Дурницын в кратчайшие сроки постарался превратить уральских парней в горячих кавказцев, красиво двигающихся в танце по сцене. И, как отметил Игорь Булыгин, «Анатолию Дурницыну пришлось нелегко, потому что танцевальная подготовка у артистов разная, а очень хотелось бы, чтобы были ансамблевые танцы. Я давно не видел его таким уставшим, но счастливым!»

Коте  (Данил  Зинеев) и Сона (Екатерина  Сысоева)

Особая благодарность художнику Вере Козак, костюмерам и декораторам, создавшим красочную картинку на сцене.

Спектакль массовый – в нем заняты два десятка артистов. И каждый постарался сделать свою роль особенной, будь то Текле Марианны Булыгиной или Ануш Татьяны Дунаевой, Коте Данила Зинеева или купец Микич Котрянц Валерия Каратаева, его дочь Сона Екатерины Сысоевой или Тимоте Максима Самсонова… А вот кто сыграл Гулико Махнадзе, про которую все говорят, но до свадьбы ее личика никто не видел, не скажем специально – это веселый сюрприз.

Станет ли «Ханума» «жемчужиной репертуара», как планировали еще до ее премьеры в театре? Это решат зрители. Хотите высказать свое мнение о премьере? Пишите на адрес редакции.

Фоторепортаж Сергея КАЗАНЦЕВА

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*