«Будет сочно, круто и смачно» – интервью с тагильским художником Ильей Вьюговым

Новости СМИ2

Илья Вьюгов – 22-летний уличный художник из Нижнего Тагила. Многие знают его как человека, изобразившего 20-метровое граффити на фасаде дома №28 на улице Фрунзе. Еще раньше, летом, он украсил стены воскресной школы при храме Воскресения Христова. И это только те работы, о которых писали СМИ.

Илья согласился прийти в редакцию «Тагильского рабочего» и рассказать о своей жизни и творчестве.

– Расскажи немного о себе.

– Я родился в Нижнем Тагиле на Старателе. Там жил и учился в школе примерно до 15-16 лет. Потом учился в Уральском колледже прикладного искусства и дизайна. Окончил его по специальности «Дизайн среды». Поступил в архитектурную академию, но недоучился. Сейчас занимаюсь в основном проектами, связанными со стрит-артом, граффити и городской средой. Полностью живу этим, это моя профессиональная деятельность.

Рисунок на воскресной школе

– Как возник проект в воскресной школе?

– Я рисую на улицах серьезно и осознанно около девяти лет. За это время у меня было много крупных коммерческих и социальных проектов, участвовал в разных фестивалях. Меня знают как художника, хотя и не в очень широких кругах. Благодаря этому ко мне обращаются люди.

С воскресной школой сложилась следующая ситуация: я участвовал в социальном проекте и познакомился с людьми из храма на Пихтовке. Мы очень хорошо поладили, там молодые настоятель и матушка. Ей примерно столько же лет, сколько и мне.

Однажды у них появилась идея облагородить здание воскресной школы. Я предложил несколько вариантов эскизов. Один из них отлично вписался в окружение, и летом мы его реализовали.

– А на Фрунзе?

– Ко мне уже обратились заказчики – управляющая кампания. Они услышали обо мне из СМИ, из новостей о росписи на воскресной школе.

Сначала предложили оформить входную группу дома, который ими курируется, – сделать какие-то квадраты, узоры, максимально просто. Я им сразу сказал: «Нет, так не будет. Будет сочно, круто и смачно». Мы выбрали эскизы, УК согласовала их с управлением архитектуры. Благодаря масштабности это стало интересным опытом.

Сначала расписали входную группу до третьего этажа. После этого нон-стоп делали весь фасад – 9 этажей. Все пошло немного не по плану, потому что фасад хотели делать первым.

Но местные жители чуть ли не митинги против меня собирали. Общество разделилось на тех, кто «за» и тех, кто «против». «За» было больше, они отстояли свою точку зрения. Проект выполнили. Думаю, этому рад не только я, но и многие горожане.

Граффити на Фрунзе

– В чем состоял конфликт с местными?

– Основная претензия: «Мы хотим серый, серый – это круто. Серый дом, он как скала, нам это нравится. Оранжевый нас бесит». Плюс там еще ремонтники покрасили несущие колонны в ядреный оранжевый цвет, что без остальной композиции выглядело «вырвиглазно». Но колонны еще выцветут, все будет нормально.

Такие проекты интересны как раз тем, что сам рисунок – это только форма, указатель всего того, что заложено в нем. Происходит интересное общение с социумом. Приходится искать компромиссы.

– 20 метров высота. 80 литров краски. Какие ощущения?

– Погоня. Я привык жить среди вечных дедлайнов. У меня почти всегда так, когда я учился, когда работаю.

Я не скажу, что мы сильно торопились. Просто надо работать сосредоточенно, сдержанно и осознанно – тогда и ошибок не будет.

– Страшно было работать на автовышке?

– Страховка спасает и придает уверенности. Вроде всего лишь веревка, но с ней сразу лучше себя чувствуешь. Да я и не боюсь высоты.

Испытываешь страх, когда автовышка едет и накреняется, но не особо сильный.

– Как ты увлекся стрит-артом?

– Я рисую всю жизнь. Мои первые воспоминания из детства – это как сидел маленький и рисовал. Всегда у меня в детстве все было в краске и пластилине.

Потом поступил в художественную школу, и уже там появился интерес к неформату. Нас обучали очень интересно, часто взаимодействовали с окружением. Это меня завлекало: то, что рисуем на стенах и это все видят, рисунки на общем обозрении. Свобода.

Начал искать себя в этом. Конечно, кое-кто из ребят писал на стенах, занимался вандализмом. Почеркушки всякие. Нам это тогда казалось очень крутым.

Я чувствую в уличном искусстве драйв и свободу. Со временем отточил свои навыки и индивидуальный стиль. Участвовал в разных фестивалях. Пришло понимание того, что это не просто какое-то увлечение. Это то, чем действительно стоит жить. Огромная современная культура. За рубежом это уже давно востребовано и реализуется в больших масштабах на профессиональном уровне. У нас такого пока нет. В итоге я начал получать от своей деятельности какой-то заработок. Других путей уже не видел.

– Законам твоя деятельность никак не противоречит?

– У меня нет никаких конфликтов с полицией и городскими службами. Если что-то и случается, то это больше недопонимание. Все мои проекты легальны.

– Есть ли у тебя еще какие-то хобби кроме рисования?

– Я практикую йогу. Хожу, общаюсь с людьми и рисую.

Люблю путешествовать. Благодаря творчеству я побывал во многих местах на Урале и в стране. Летом был на крупном международном фестивале в Новокузнецке. Катаюсь я обычно «дикарем», автостопом, могу долго жить в палатке.

Летом проехал Урал, Сибирь, в Алтае доехал до Монголии. Потом съездил в Новокузнецк на фестиваль, через Сибирь и Южный Урал на юг – в Сочи и на Кавказ, а оттуда – домой.

 «Кузнец» – рисунок для фестиваля «Неделя Уличного Искусства» в Новокузнецке

– Сейчас молодежь покидает Нижний Тагил. Что держит тебя здесь?

– Я люблю эти места. Здесь хорошо, и я чувствую огромный потенциал в развитии. Вижу много места для творчества. У нас очень богатая и самобытная культура, что важно. Это главная причина, почему я здесь.

Богатство местного искусства, интересные места, красота Уральских гор завораживают и вдохновляют. Я чувствую, что здесь мое место, и я ему нужен.

Я открыт для всего, но чувствую, что сейчас могу делать здесь большие дела, помочь в развитии города и Урала в целом.

Хотелось бы, чтобы у нас был какой-то культурный кластер, площадка, на которой любой человек искусства сможет реализоваться и открыть себя миру. Поэтому хочу познакомиться как можно с большим количеством людей, которые разделят мои цели.

– В твоих работах почти всегда присутствуют элементы фольклора. Откуда возникло увлечение?

– Мне тяжело это объяснить. Это какая-то таинственная, загадочная красота наших мест.

Кроме путешествий по стране, я езжу по Среднему Уралу. Люблю далекие небольшие деревушки – места, где жизнь бежит очень тихо. При этом они настоящие, живые.

Мне кажется, что в этих местах есть какая-то магия. Ее очень много, но ее надо увидеть.

– Кто из уральских деятелей искусства на тебя повлиял?

– Владимир Истомин. Его, к сожалению, недавно не стало.

Мое окружение также состоит из очень талантливых людей, которые мотивируют меня своим примером. Иногда они делают вещи, находящиеся за гранью моего понимания.

– Человек искусства меняет мир?

– Да. Все в этом мире плотно связано. Есть технари, которые делают нашу жизнь комфортной и удобной, чтобы нам было, где жить и что покушать. А люди искусства – они работают над тем, чтобы наполнить сознание, душу человека чем-то прекрасным и возвышенным.

– Любой может поменять мир?

– Да. Главное – идея. Если делать от чистого сердца и с твердым намерением, то это принесет плоды. Например, даже если человек ведет изо в сельской школе, знания, которые он даст детям, могут разрастись и в итоге могут повлиять на целое государство.

– К чему должен быть готов начинающий художник?

– Нужно быть готовым к жести. С вами может произойти все что угодно. Будьте социальны и открыты миру. Понимайте, что вы делаете.

– Что-то хочешь проанонсировать?

– Будет много проектов об улицах, о городском пространстве, об урбанистическом.

Мы планируем начать стрит-арт проект по керамике «Отец Урал», который будет размещаться по городу, как указатели. Будет висеть небольшой изразец (вид керамической плитки. – Прим. ред.), под ним QR-код, в котором будет выкладываться историческая информация.

– Такие же крупные, как на Фрунзе, планируются?

– На Тагилстрое мы реализуем большую работу для детского сада на тему 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, хоть и не такую, как предыдущая, на Фрунзе.

Но там нестандартная интерпретация: танки, пушки и солдаты. Все с философской стороны. Скоро увидите: пока ничего более конкретного не хочу говорить.

Будет еще ряд проектов на тему празднования Победы. Их пока что согласуем с разными инстанциями. В начале этого года начнут также появляться масштабные росписи на фасадах. Ведем переговоры.

Фото Сергея КАЗАНЦЕВА

и Instagram Ильи ВЬЮГОВА.

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*