29 августа – Международный день действий против ядерных испытаний

Новости СМИ2

В музее истории Уралвагонзавода появился новый экспонат – макет первой советской атомной бомбы РДС-1. Именно ее испытали на Семипалатинском полигоне 70 лет назад, 29 августа 1949 года.

Главный конструктор атомного оружия Юлий Борисович Харитон вспоминал: «Я поражаюсь и преклоняюсь перед тем, что было сделано нашими людьми в 1946-1949 годах. Было нелегко и позже. Но этот период по напряжению, героизму, творческому взлету и самоотдаче не поддается описанию. Через четыре года после окончания смертельной схватки с фашизмом моя страна ликвидировала монополию США на обладание атомной бомбой». Но как такое грозное оружие связано с нижнетагильским предприятием?

Сегодня все знают о вкладе Танкпрома в Великую Победу. Однако мало кто помнит, что советская танковая отрасль, которой в августе 2020-го исполнится 100 лет, сыграла важнейшую роль в становлении и развитии многих других, на первый взгляд, не смежных направлений. И Атомпром в их числе.

Атомпром

В первые послевоенные годы советский атомный проект стал государственной программой №1, мобилизовавшей весь потенциал народного хозяйства страны. Производство делящихся материалов для ядерного боеприпаса оказалось наиболее сложной и опасной его частью. И уже на этапе становления новой отрасли стали активно привлекаться специалисты Наркомата танковой промышленности. Это было глубоко продуманным и закономерным решением, ведь Наркомат танковой промышленности обладал бесценным опытом высокотехнологичного серийного производства.

Вячеслав Малышев. 

Первым среди представителей Танкпрома, участвовавших в становлении и развитии атомного проекта, следует выделить Вячеслава Александровича Малышева – народного комиссара танковой промышленности СССР в 1941-1945 годах, под руководством которого была воссоздана и эффективно работала танковая промышленность на Урале и в Сибири. С 1945 года Вячеслав Александрович принимал участие в Атомном проекте, оставаясь министром транспортного машиностроения СССР. После создания в июне 1953 года Министерства среднего машиностроения СССР Малышев стал первым «атомным» министром.

Павел Зернов. 

Солидный вклад в создание ядерного оружия внес и Павел Михайлович Зернов, заместитель наркома танковой промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны. 9 апреля 1946 года принято постановление Совета Министров СССР о создании специального конструкторского бюро – КБ-11 с целью разработки конструкции атомной бомбы. Зернов был назначен его директором и сумел за очень короткий срок создать конструкторскую, экспериментальную и производственную базы КБ-11, сформировать коллектив.

Уралвагонзаводцы

В развитии атомной промышленности активное участие принимали уралвагонзаводцы. Это Александр Иванович Чурин, в 1937-1944 годах работавший главным энергетиком УВЗ и в военные годы обеспечивавший бесперебойное снабжение электроэнергией производства Уральского танкового завода. В атомную отрасль он пришел с должности главного инженера Свердловскэнерго. Возглавлял завод №813 в самые сложные периоды строительства и становления. К концу 1950 года завод стал стабильно выдавать уран 75-процентного обогащения, а с ноября 1953-го

– 90-процентный продукт. Он был использован в заряде атомной бомбы РДС-3. Это был успех заводского коллектива и лично директора Чурина.

Александр Чурин.

Руководителям новых атомных предприятий приходилось решать массу не только производственных, но и социально-бытовых проблем. Ведь в атомградах жили тысячи работников с семьями. Их требовалось обеспечить жильем, продуктами питания, медицинской помощью. Решающую роль в этом играли политотделы. В декабре 1949 года политический отдел был образован на новом предприятии электромагнитного разделения изотопов урана – заводе №814 (Электрохимприбор, г. Лесной), его первым начальником стал уралвагонзаводец Александр Петрович Мальцев. Он был переведен «по партийной линии» с Уральского танкового завода №183. Мальцев ежедневно держал в поле зрения строительство поликлиники, детского сада, бани, столовой и других важных социальных объектов, благоустройство жилья, организацию досуга работников завода. По отзывам ветеранов, Мальцев «был душевнейший человек и преданный до безумия своему делу…» После его трагической гибели в автокатастрофе в январе 1952 года почтить память Александра Петровича вышли все жители города.

Александр Мальцев.

В становление атомной промышленности и в создание ядерного оружия большой вклад внесли и другие выдающиеся танкостроители – работники предприятий корпорации «Уралвагонзавод». Это Борис Глебович Музруков, который в годы войны возглавлял Уральский завод транспортного машиностроения (сегодня – Уралтрансмаш). Это знаменитый танковый конструктор Николай Леонидович Духов, в годы войны работавший главным конструктором серийного производства Челябинского завода (сегодня – ЧТЗ). В числе разработчиков РДС-1 был еще один инженер-танкостроитель ЧТЗ – Давид Абрамович Фишман. Также известно, что в зарождавшуюся атомную промышленность были привлечены не только руководители Танкпрома, но и квалифицированные рабочие. Их тысячами переводили с танковых заводов.

Атомный проект дал СССР ядерное оружие. Был ли оправдан титанический труд всей страны? Вот мнение известного атомщика, академика Евгения Павловича Велихова: «В августе 1945-го случилась Хиросима и Нагасаки. Следующей должна была стать Россия… Но благодаря тому, что сведения об атомной бомбе пришли в СССР вовремя, мы сумели создать и испытать свою бомбу. Для американцев это был шок. Так что ядерное оружие – это гарантия мира для любого государства, потому, что от него нет противоядия».

История Атомного проекта невольно приводит к простому выводу: грандиозные, даже имперские задачи, которые советское государство ставило перед своими гражданами, рождали мотивацию высшего уровня. И тогда находились талантливые люди, такие, как специалисты Наркомтанкпрома…

&nbsp &nbsp

Источник


Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*